Евгений Гончаров,
Председатель Сталинского блока Красноярья,
редактор бюллетеня
«За Сталина!»
И снова об идеологии…
Тема вечная и неисчерпаемая, - сколько раз мы уже останавливались на ней в нашей газете, - за что – точнее, за излишнее пристрастие к предмету – нас часто и, вероятно, заслуженно критиковали наши читатели.
Сейчас даже обывателю понятно, что ни одно жизнеспособное государство без идеологии обойтись не может. Ведь основа идеологии, ее метафизическая база («предельные основания», как говорит С. Кургинян), аксиоматический фундамент – это представления об обществе и человеке, взятых в их взаимосвязи. Эти первичные представления иррациональны по своей природе, не могут быть доказаны или опровергнуты - ни логически, ни экспериментально, т.к. лежат за пределами сферы научного дискурса. Они принимаются как данное – или не принимаются, подобно аксиомам евклидовой геометрии. Отсутствие этого метафизического основания ведет к тому, что человек оказывается абсолютно беспомощным перед обществом как постоянно развивающейся целостностью – он не может ни объяснить истоки того или иного явление, ни – тем более! – что-либо предсказать. Можно ли формировать хоть сколько-нибудь последовательную и непротиворечивую стратегию развития общества без лежащей в ее основе идеологии? Вопрос, я думаю, риторический!
|
|
С точки зрения либерала, человек – «свободный атом» («индивидуум»), суверенное, самодостаточное и по природе своей рациональное существо. Дай ему свободу – и он сам, без постороннего воздействия и тем более принуждения, поймет, что есть благо и найдет оптимальные пути к нему. Общество же – простая сумма атомов, газ (или куча песка), -нечто, не имеющее постоянной, стабильной структуры, совокупность «статусных групп» (М. Вебер), в котором «свободные атомы» - люди – постоянно перемещаются друг относительно друга, побуждаемые стремлением к личному успеху. Социальный императив индивидуалистического общества – императив свободы: каждый человек должен быть максимально свободен – то есть чем меньше на него налагается ограничений, тем лучше. Это – «общество-рынок».
С точки зрения консерватора (или консервативного революционера), общество есть целостный живой организм, в котором каждое сословие выполняет жизненно важную для этого организма функцию, выступая как некое подобие того или иного органа. Человек, с этой точки зрения – живая клеточка, не способная ни сформироваться – как человек, homo sapience, ни существовать вне целого. Никакой свободы по отношению к обществу у него, в силу такого положения, быть не может. Социальный императив коллективистского общества – императив справедливости: цель общества – гармонизация отношений между людьми, ведущая к снижению конфликтности – ибо в здоровом организме все его органы работают во взаимоувязке, не конкурируя, но дополняя друг друга. Это – «общество-семья».
|
|
С точки зрения марксиста, общество – это классовая структура, в котором социальный статус человека и, соответственно его отношения с другими людьми определяются, в первую очередь, его отношением к средствам производства. Владеешь средствами производства – эксплуататор, лишен (или почти лишен) средств производства и вынужден работать на хозяина – эксплуатируемый. Это уже совсем не «семья» и не обязательно «рынок» – интересы классов антагонистичны, внутри каждого из них имеют место как конкуренция, так и кооперация. Если внутри эксплуатируемого класса отношения сотрудничества начинают преобладать над отношениями соперничества, он превращается в «класс для себя», - и, в конечном итоге, к моменту, когда существующая общественно-экономическая формация исчерпает свои производительные возможности, осуществляет социальную революцию – переход к иной, более совершенной в плане развития производительных сил общества, формации, с иной классовой структурой. Если же внутриклассовая солидарность эксплуататоров позволяет этому классу успешно противостоять раздираемым конкуренцией эксплуатируемым, то данная формация оказывается способной продлить свое существование на более или менее длительный промежуток времени.
Вот на этой метафизической основе и выстраивается идеология – либеральная, консервативная (или консервативно-революционная), марксистская – в зависимости от избранного нами фундамента.
Что есть, скажем, государство?
С точки зрения либерала – «ночной сторож», блюдущий порядок в обществе – т.е. не дающий индивидуальной и групповой конкуренции приобретать форму разрушительного для общества и убийственного для индивидов конфликта. «Политический рынок», на котором роль продавцов играют партии, роль покупателя – избиратель, роль товара – политическая программа, и роль дирекции рынка – чиновничество.
С точки зрения консерватора – «отец семьи», в равной степени заботящийся обо всех своих домочадцах, обеспечивающий в доме мир и порядок.
С точки зрения марксиста – аппарат насилия в руках экономически господствующего класса, с помощью которого эксплуататоры подавляют сопротивление эксплуатируемых.
- - - - - - -
Все это понятно и довольно-таки тривиально. Каждая схема имеет свои плюсы – помогая разобраться в том или ином комплексе общественных отношений, - и минусы – игнорируя все те социальные факты, что в нее не вписываются. Бывает и хуже – фанатичные поклонники той или иной схемы («единственно верной идеологии») пытаются применить ее к той сфере общественной жизни, для которой она не предназначена, пытаясь с помощью привычного им инструментария исследовать и объяснить явления совершенно иного порядка. Так, например, не в меру ретивые «марксисты» пытались применить классовый анализ в сфере гендерных или межэтнических отношений. Так возник, скажем, феминизм, рассматривающей отношения полов как аспект отношений власти, а современное государство – как патриархальную структуру, воспроизводящую, увековечивающую господство мужчин (пол-«эксплуататор») над женщинами («эксплуатируемый» пол). Или теория о «естественном» исчезновении межнациональных (точнее, межэтнических) противоречий в процессе построения социализма…
Но, с другой стороны, совсем без схемы – то есть без идеологии – нельзя, ибо лучше понять хоть что-то, нежели не понимать вообще ничего!
|
|
Следовательно, используя ту или иную схему для объяснения сути происходящих в обществе процессов, необходимо отдавать себе отчет в пределах ее применимости. Грубо говоря, не пытаться рассматривать звезды в микроскоп, а барометром – забивать гвозди!
Вот, к примеру, наши «ортодоксальные марксисты» – не буду называть имена, но таким ярлыком отметили самих себя некоторые, весьма уважаемые нами, товарищи – революционные коммунисты… Товарищ – истинный, правоверный, стопроцентный марксист, его система взглядов на мир – как он сам, видимо, искренне, полагает – зеркально отражает взгляды Маркса - или Энгельса? Или их обоих? Или еще и Ленина? И Сталина вдобавок? У И. В. Сталина есть работа «О статье Энгельса «Внешняя политика русского царизма», где он критикует дорогого классика, который «…упустил из виду ряд … важнейших и даже определяющих моментов, результатом чего явилась однобокость статьи», выразившаяся в некоторой идеализации европейского империализма и демонизации России. Так чьи взгляды в данном случае отразит наш «правоверный марксист» - Энгельса или критикующего его Сталина? И то, и другое – не получится, надо выбирать.
Так вот – В. И. Ленин по сути дела не был «ортодоксальным марксистом» (хотя порой именовал себя таким образом). «Ортодоксальными», т.е. «правоверными и православными» марксистами были Плеханов, Каутский, Мартов, Дан и им подобные, жестко критиковавшее Ленина в 1917 году и позже за идеологические уступки народникам и отказ от классической марксистской схемы, согласно которой социальная революция, т.е. переход к более прогрессивной социально-экономической формации, возможна только при условии полного исчерпания предыдущей формацией ее производительных возможностей! А так как российский капитализм к 1917 году не только не исчерпал своих производительных возможностей, но и вообще – был чрезвычайно молод и способен к дальнейшему развитию, социалистической революции – по Марксу! – в России произойти не могло!
|
|
Кстати – по какую сторону баррикад оказались эти «ортодоксальные марксисты» после Октября? Напомнить?
Теория «слабого звена в цепи капиталистических держав» и теория построения социализма в одной, отдельно взятой стране (да еще в стране с преобладанием докапиталистических укладов!) – это не мелочь, не «дальнейшее развитие» великой теории Маркса – это коренной переворот в революционной теории, а то, что Ленин и Сталин осуществили в России – революция в социальной практике! Россия не должна ждать, когда пролетариат передовых, промышленно развитых стран Запада поднимется на социалистическую революцию (к слову, до сих пор так и не поднялся)! Россия может совершить скачок из отсталой, патриархальной, полуфеодальной страны – сразу в социализм, минуя капитализм! А социально-классовая основа такого скачка – союз рабочего класса и крестьянства, того самого крестьянства, которое, по Марксу, представляло собой обреченный на исчезновение класс уходящей эпохи феодализма, и чей социализм, согласно «Манифесту коммунистической партии», имел РЕАКЦИОННЫЙ характер!
Какая ересь с точки зрения «ортодоксального марксизма»! Недаром меньшевики упрекали Ленина в том, что он похерил выводы своего же собственного фундаментального труда «Развитие капитализма в России», в котором, за 17 лет до Октября, доказывал, что общинное крестьянство в России исчезает, что капитализм добивает его, превращая в пролетариат…
Но ведь в том и гениальность Ленина, что он смог пересмотреть свои взгляды, исходя из практики – несмотря на тяжелейшие условия существования, община в России не только не слабела, она крепла, выдерживая конкуренцию с кулацким и помещичьим – капиталистическим – хозяйством! В результате столыпинской реформы из общины вышло не более 10% крестьян, половина потом вернулась обратно! Цитирую:
По данным Вольного экономического общества, за 1907-1915 гг. из общины вышли 2 млн. семей. По данным МВД Российской империи, 1,99 млн. Более половины из этого числа вышли за два года - 1908 и 1909, потом дело пошло на спад, вопреки сильному экономическому и административному давлению. То есть, всего из общины вышло около 10% крестьянcких семей России. Возникло около 1 млн. хуторов и отрубов. Немного. Причем 57% всех вышедших из общины пришлось на 14 губерний юга, юго-востока и северо-запада. Иными словами на все губернии с русским населением пришлось лишь 43% тех, кто покинул общину. Это данные из статьи 1916 г., в которой приведены итоги землеустройства по всем районам России (Н.Рожков. Аграрный вопрос и землеустройство. - Современный мир, 1916, № 3).
Другая мерка реформы - переток земли. В целом после реформы 1861 г. на рынке земли стали господствовать трудовые крестьянские хозяйства, а не фермеры. Если принять площади, полученные частными землевладельцами в 1961 г. за 100%, то к 1877 г. у них осталось 87%, к 1887 г. 76%, к 1897 г. 65%, к 1905 г. 52% и к 1916 г. 41%, из которых 2/3 использовалось крестьянами через аренду. То есть, за время “развития капитализма” к крестьянам перетекло 86% частных земель. А.Чаянов дает к этому такой комментарий: “Наоборот, экономическая история, например, Англии дает нам примеры, когда крупное капиталистическое хозяйство... оказывается способным реализовать исключительные ренты и платить за землю выше трудового хозяйства, разлагая и уничтожая последнее”.
Таким образом, община пережила столыпинскую аграрную реформу, декларировавшую ее уничтожение как основную цель, - пережила и усилилась. Кстати, после ликвидации помещичьего землевладения и частной собственности на землю, в середине 20-х годов уже 94% всех земель сельскохозяйственного назначения в СССР находилось в пользовании крестьянских общин! Если б это было не так – удалось бы в кратчайшие сроки и без сопротивления со стороны основной массы крестьян провести коллективизацию?
Впрочем, надо защитить Маркса от «ортодоксальных марксистов». Как пишет С. Кара-Мурза, «…самым дальновидным из марксистов в отношении общины оказался сам Маркс - мы и сегодня в этом вопросе до него не доросли. Он увидел именно в сельской общине зерно и двигатель социализма, возможность перейти к крупному земледелию и в то же время избежать мучительного пути через капитализм. Он писал в 1881 г.:
“Россия - единственная европейская страна, в которой “земледельческая община” сохранилась в национальном масштабе до наших дней. Она не является, подобно Ост-Индии, добычей чужеземного завоевателя. В то же время она не живет изолированно от современного мира. С одной стороны, общая земельная собственность дает ей возможность непосредственно и постепенно превращать парцеллярное и индивидуалистическое земледелие в земледелие коллективное, и русские крестьяне уже осуществляют его на лугах, не подвергшихся разделу. Физическая конфигурация русской почвы благоприятствует применению машин в широком масштабе. Привычка крестьянина к артельным отношениям облегчает ему переход от парцеллярного хозяйства к хозяйству кооперативному... С другой стороны, одновременное существование западного производства, господствующего на мировом рынке, позволяет России ввести в общину все положительные достижения, добытые капиталистическим строем, не проходя сквозь его кавдинские ущелья”. («Советская цивилизация»).
Впрочем, эти взгляды о русской крестьянской общине настолько противоречили «ортодоксальному марксизму», что и сам Маркс не решился их обнародовать - они остались в трех (!) вариантах его письма В.Засулич, и ни один из этих вариантов он так ей и не послал. Позже, в 1893 г., Энгельс в письме народнику Даниельсону (переводчику первого тома “Капитала”) пошел на попятный, сделав оговорку, что “инициатива подобного преобразования русской общины может исходить не от нее самой, а исключительно от промышленного пролетариата Запада”. Таким образом, после некоторых колебаний Маркс и Энгельс уступили марксизму». Тому, что именуют сегодня «ортодоксальным марксизмом»…
То есть социалистическая революция в зависимых странах возможна лишь под влиянием социалистической революции на Западе. Что утверждал по этому поводу Бакунин и его последователи – русские коммунисты-народники? Социалистическая революция начнется и победит отнюдь не в развитых капиталистических странах – ибо в эпоху колониализма все их население, включая рабочий класс, в большей или меньшей степени становится эксплуататором народов колоний и зависимых стран. Отсюда - утрата революционности пролетариатом Запада (что мы и наблюдаем). Но ведь об этом же, о подкупе буржуазией империалистических держав своего пролетариата – писал и Ленин!
Коммунистическая революция есть явление не классовое, но цивилизационное – и побеждает она в странах, коллективистских по типу цивилизации, в странах, основой социального организма которых является ОБЩИНА. Потому ударная сила революции – общинное крестьянство и рабочий класс, непосредственно из этого крестьянства вышедший, а потому и оставшийся носителем общинных – т.е. коммунистических ценностей (рабочему классу в масштабах всей страны проще самоорганизоваться). Коммунистическая революция в странах, где капиталистические отношения только начинают развиваться – проявление «реванша культуры», выражающегося в массовом сопротивлении попыткам наиболее прозападной, антинациональной части общества повернуть страну на иной цивилизационный путь, путь западной, индивидуалистической цивилизации, притом – в версии отнюдь не полноценного (развитого), но периферийного (зависимого) капитализма.
Как известно, практика есть критерий истинности любой теории, в т.ч. и Теории Революции. Посмотрим, что произошло в ХХ веке – кто оказался прав, - народники или марксисты?
Не только русская революция, но и все успешные социалистические (точнее, коммунистические) революции ХХ века произошли в странах, где абсолютное большинство населения составляли не просто крестьяне – а крестьяне-общинники! Китай, Индонезия, Корея, страны Индокитая, Куба, последние десятилетия – другие страны Латинской Америки – Венесуэла, Боливия, Эквадор, Никарагуа… И это очень просто понять. Рабочий уживается с капиталистом. Более того, капитализм без рабочего существовать не может. Посмотрите на сегодняшнюю Европу, - она бурлит, массовые стачки, митинги. Манифестации, акции гражданского неповиновения… и наши «ортодоксальные марксисты» делают вывод – «в Европе близится социалистическая революция»!
Ага, ждите – дождетесь… Борьба идет чисто ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – за более выгодные условия продажи рабочей силы. Какой социализм? О нем и речи нет, разве что пара-тройка «экстремистов» с та кими лозунгами повылазит… Ну посмотрите на Грецию – казалось бы все, уже третий год трясет страну. Чуть наизнанку не выворачивает! Где социальная революция? Что-то и не пахнет… Борьба с урезанием социальных льгот, с понижением зарплат, с увеличением платы за обучение студентам – пожалуйста! Сколько угодно! Но что-то я не видал там массового движения, направленного на революционный захват власти и построение социализма…
Не нужен Европе социализм, а коммунизм – тем более! Рабочий и служащий стран «золотого миллиарда» прекрасно уживается с капитализмом, - ибо кусочки от грабежа «третьего мира» перепадают и пролетариям. Одно дело – заставить буржуев поделиться, а другое дело – прогнать буржуев вообще. Холява-то сразу закончится, грабить будет некого – место привилегированное в структуре глобального рынка страна теряет – и все! Самому вкалывать придется…
(окончание следует)
------------------------------------------------
= точка зрения =