ЧТО ТАКОЕ «ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ»

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ (от гре­ческого orthodoksos = правовер­ный) – тот, кто неуклонно при­держивается принципов какого-нибудь учения, мировоззрения (например, ортодоксальный взгляд) (Булыка А.М. Словарь иностранных слов.)

МАРКСИЗМ (от немецкого K.Marks = фамилия основателя учения (1818–1883)) – учение об общих законах развития при­роды и общества, путях пере­хода человечества от классо­вого к бесклассовому обществу, от капитализма к коммунизму, основателями которого были К.Маркс и Ф.Энгельс. (Булыка А.М. Словарь иностранных слов.)

Ортодоксальные марксисты неуклонно придерживаются учения Маркса и Энгельса и не признают никаких новых теоре­тических положений в филосо­фии, политической экономии и научном социализме. Для них истиной является не практика, а все то, что было открыто Мар­ксом и Энгельсом.

Ортодоксальные марксисты-ленинисты отличаются от орто­доксальных марксистов, тем, что они уже неуклонно придер­живаются учения Маркса, Эн­гельса, Ленина. Ортодоксаль­ные марксисты-сталинисты не­уклонно придерживаются уче­ния Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Ортодоксальность в мар­ксизме возникла в переходный период развития общества. Не­развитость новых производст­венных отношений в обществе рождали неразвитые теории, в том числе и оппортунистиче­ские. По мере развития обще­ства ошибочные взгляды при­ходят в противоречие с дейст­вительностью и тем самым себя дискредитируют. Но и в орто­доксальном марксизме эти но­вые явления в обществе нельзя найти. Возникает кризис, как оп­портунизма, так и ортодоксаль­ного марксизма.

Если исходить из того, что марксизм это НАУКИ политиче­ская экономия и научный со­циализм, а также методология этих наук – диалектический и исторический материализм, то кризиса в марксизме не может быть. Он как науки постоянно развивается, не зависимо от существующих и господствую­щих в обществе ортодоксаль­ных взглядов. Новые положения марксизма не рождаются на го­лом месте и в головах ученых. Они вначале рождаются в об­ществе и затем теоретически обобщаются учеными-марксис­тами. Такой подход к марксизму как к науке является творче­ским.

Ортодоксия какого-либо уче­ния приводит к догматизму и начетничеству. Но она имела практическое революционное значение для марксизма в усло­виях нарастания в России бур­жуазно-демократической рево­люции. Тогда теория марксизма значительно опережала разви­тие российского общества. Ни­чего нового марксистского в России тогда не могло возник­нуть. Поэтому Ленин последо­вательно придерживался мар­ксизма в отношении России. Но в высокоразвитых западных стран он и другие марксисты увидели новые явления, кото­рых не было при жизни Маркса и Энгельса. Ленин эти новые явления обобщил в виде откры­тия нового закона развития об­щества – закона неравномер­ного политического и экономи­ческого развития стран в эпоху империализма. Тем самым он внес новое положение в мар­ксизм, которое не было у Мар­кса и Энгельса, так как в их эпоху еще не было империа­лизма, который только еще на­рождался в обществе.

Из открытого закона неравно­мерного развития общества Ле­нин делает вывод о невозмож­ности одновременной победы социализма в большинстве стран мира. Отсюда следовал вывод о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране. Это уже был творческий марксизм, но не ре­визионизм. Затем Ленин внес новые положения в марксизм о перерастании буржуазно-демо­кратической революции в про­летарскую революцию, о Сове­тах как новой форме диктатуры пролетариата, о союзе пролета­риата с крестьянством, о новой экономической политике, о борьбе коммунизма и капита­лизма в переходный период.

После смерти Ленина между марксистами вновь возникла острая дискуссия о понимании марксизма и ленинизма. Сталин охарактеризовал тогда лени­низм, как марксизм эпохи импе­риализма и пролетарских рево­люций. Были формулировки ле­нинизма у Зиновьева и Буха­рина. Но они не были научными. Сталин в тот период был орто­доксальным марксистом и он защитил марксизм от нападок ревизионистов как «слева», так и «справа».

В конце 20-х гг. Сталин отхо­дит от ортодоксального мар­ксизма-ленинизма и вносит но­вые положения об индустриали­зации, о коллективизации, о культурной революции, о пла­новой социалистической эконо­мике и другие новации. Эти но­вые положения соответство­вали новым задачам развития общества и построения социа­лизма и коммунизма. Вначале 50-х гг. Сталин сформулировал проблемы развития социализма в СССР, но они так и не были решены.

После смерти Сталина среди марксистов не оказалось орто­доксальных марксистов-стали­нистов. Тогда не была дана формулировка сталинизма, как марксизма эпохи переходного периода, эпохи превращения капитализма в социализм и коммунизм. Все теоретические наработки Сталина были изъ­яты из марксизма. Вместо них были включены вульгарные ре­визионистские положения. Во­просы сталинизма не были рас­смотрены политической эконо­мией, научным социализмом, диалектическим и историческим материализмом.

Сегодня ортодоксальный мар­ксизм в левом движение не про­пагандируется. Все еще про­должается борьба за признание теоретических наработок Ста­лина и включение их в мар­ксизм. Без этих новых положе­ний, которым уже более 60-ти лет нельзя сегодня дальше раз­вивать марксизм. Наука не мо­жет нормально развиваться, если предыдущие достижения лежат без критического исполь­зования и движения. Тем более не может нормально разви­ваться такая наука как полити­ческая экономия.

Сегодня нет ортодоксального марксизма в левом движении России. Он имеется среди ки­тайских и других зарубежных коммунистов. В зарубежных компартиях можно встретить положения марксистской орто­доксии. Мы же все еще ищем ошибки в теоретическом насле­дии Сталина, а не марксизм. Ситуация в обществе такова, что ответ на вопросы развития может дать только марксизм, но марксизм творческий, а не ор­тодоксальный. Сегодня уровень развития общества уже превзо­шел теоретические положения учения Маркса, Энгельса, Ле­нина. Но он все еще соответст­вует основным теоретическим положениям учения Сталина.

Вопрос о марксизме сложный в теоретическом и практическом плане. Советские политики свой ревизионист всегда прикрывали ортодоксальным марксизмом-ленинизмом. Для них теория Сталина была неясной и нена­учной. Они так ее и не поняли и глубоко не изучили. Поэтому се­годняшние марксисты-ленини­сты не могут решить задач в обществе. У них нет теории ре­шения стоящих задач. У Ста­лина такая теория имелась, и он успешно решал с ее помощью задачи развития общества. Эту теорию нужно развить и углу­бить. Тогда это будет совре­менный ортодоксальный мар­ксизм, так как теория марксизма будет соответствовать и не­сколько опережать современ­ный уровень развития обще­ства.

http://www.krasnoe.tv/node/15907?withThread=03#comment-50150

-------------------------------------

= наша почта =

ТРЕТЬЕ ПРИШЕСТВИЕ СТОЛЫПИНА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: