ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ (от греческого orthodoksos = правоверный) – тот, кто неуклонно придерживается принципов какого-нибудь учения, мировоззрения (например, ортодоксальный взгляд) (Булыка А.М. Словарь иностранных слов.)
МАРКСИЗМ (от немецкого K.Marks = фамилия основателя учения (1818–1883)) – учение об общих законах развития природы и общества, путях перехода человечества от классового к бесклассовому обществу, от капитализма к коммунизму, основателями которого были К.Маркс и Ф.Энгельс. (Булыка А.М. Словарь иностранных слов.)
Ортодоксальные марксисты неуклонно придерживаются учения Маркса и Энгельса и не признают никаких новых теоретических положений в философии, политической экономии и научном социализме. Для них истиной является не практика, а все то, что было открыто Марксом и Энгельсом.
Ортодоксальные марксисты-ленинисты отличаются от ортодоксальных марксистов, тем, что они уже неуклонно придерживаются учения Маркса, Энгельса, Ленина. Ортодоксальные марксисты-сталинисты неуклонно придерживаются учения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.
|
|
Ортодоксальность в марксизме возникла в переходный период развития общества. Неразвитость новых производственных отношений в обществе рождали неразвитые теории, в том числе и оппортунистические. По мере развития общества ошибочные взгляды приходят в противоречие с действительностью и тем самым себя дискредитируют. Но и в ортодоксальном марксизме эти новые явления в обществе нельзя найти. Возникает кризис, как оппортунизма, так и ортодоксального марксизма.
Если исходить из того, что марксизм это НАУКИ политическая экономия и научный социализм, а также методология этих наук – диалектический и исторический материализм, то кризиса в марксизме не может быть. Он как науки постоянно развивается, не зависимо от существующих и господствующих в обществе ортодоксальных взглядов. Новые положения марксизма не рождаются на голом месте и в головах ученых. Они вначале рождаются в обществе и затем теоретически обобщаются учеными-марксистами. Такой подход к марксизму как к науке является творческим.
Ортодоксия какого-либо учения приводит к догматизму и начетничеству. Но она имела практическое революционное значение для марксизма в условиях нарастания в России буржуазно-демократической революции. Тогда теория марксизма значительно опережала развитие российского общества. Ничего нового марксистского в России тогда не могло возникнуть. Поэтому Ленин последовательно придерживался марксизма в отношении России. Но в высокоразвитых западных стран он и другие марксисты увидели новые явления, которых не было при жизни Маркса и Энгельса. Ленин эти новые явления обобщил в виде открытия нового закона развития общества – закона неравномерного политического и экономического развития стран в эпоху империализма. Тем самым он внес новое положение в марксизм, которое не было у Маркса и Энгельса, так как в их эпоху еще не было империализма, который только еще нарождался в обществе.
|
|
Из открытого закона неравномерного развития общества Ленин делает вывод о невозможности одновременной победы социализма в большинстве стран мира. Отсюда следовал вывод о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране. Это уже был творческий марксизм, но не ревизионизм. Затем Ленин внес новые положения в марксизм о перерастании буржуазно-демократической революции в пролетарскую революцию, о Советах как новой форме диктатуры пролетариата, о союзе пролетариата с крестьянством, о новой экономической политике, о борьбе коммунизма и капитализма в переходный период.
После смерти Ленина между марксистами вновь возникла острая дискуссия о понимании марксизма и ленинизма. Сталин охарактеризовал тогда ленинизм, как марксизм эпохи империализма и пролетарских революций. Были формулировки ленинизма у Зиновьева и Бухарина. Но они не были научными. Сталин в тот период был ортодоксальным марксистом и он защитил марксизм от нападок ревизионистов как «слева», так и «справа».
В конце 20-х гг. Сталин отходит от ортодоксального марксизма-ленинизма и вносит новые положения об индустриализации, о коллективизации, о культурной революции, о плановой социалистической экономике и другие новации. Эти новые положения соответствовали новым задачам развития общества и построения социализма и коммунизма. Вначале 50-х гг. Сталин сформулировал проблемы развития социализма в СССР, но они так и не были решены.
После смерти Сталина среди марксистов не оказалось ортодоксальных марксистов-сталинистов. Тогда не была дана формулировка сталинизма, как марксизма эпохи переходного периода, эпохи превращения капитализма в социализм и коммунизм. Все теоретические наработки Сталина были изъяты из марксизма. Вместо них были включены вульгарные ревизионистские положения. Вопросы сталинизма не были рассмотрены политической экономией, научным социализмом, диалектическим и историческим материализмом.
Сегодня ортодоксальный марксизм в левом движение не пропагандируется. Все еще продолжается борьба за признание теоретических наработок Сталина и включение их в марксизм. Без этих новых положений, которым уже более 60-ти лет нельзя сегодня дальше развивать марксизм. Наука не может нормально развиваться, если предыдущие достижения лежат без критического использования и движения. Тем более не может нормально развиваться такая наука как политическая экономия.
Сегодня нет ортодоксального марксизма в левом движении России. Он имеется среди китайских и других зарубежных коммунистов. В зарубежных компартиях можно встретить положения марксистской ортодоксии. Мы же все еще ищем ошибки в теоретическом наследии Сталина, а не марксизм. Ситуация в обществе такова, что ответ на вопросы развития может дать только марксизм, но марксизм творческий, а не ортодоксальный. Сегодня уровень развития общества уже превзошел теоретические положения учения Маркса, Энгельса, Ленина. Но он все еще соответствует основным теоретическим положениям учения Сталина.
Вопрос о марксизме сложный в теоретическом и практическом плане. Советские политики свой ревизионист всегда прикрывали ортодоксальным марксизмом-ленинизмом. Для них теория Сталина была неясной и ненаучной. Они так ее и не поняли и глубоко не изучили. Поэтому сегодняшние марксисты-ленинисты не могут решить задач в обществе. У них нет теории решения стоящих задач. У Сталина такая теория имелась, и он успешно решал с ее помощью задачи развития общества. Эту теорию нужно развить и углубить. Тогда это будет современный ортодоксальный марксизм, так как теория марксизма будет соответствовать и несколько опережать современный уровень развития общества.
|
|
http://www.krasnoe.tv/node/15907?withThread=03#comment-50150
-------------------------------------
= наша почта =
ТРЕТЬЕ ПРИШЕСТВИЕ СТОЛЫПИНА