В школе на учебный год

Процесс коллективного планирования воспитательной работы в школе на учебный год можно представить следующими этапами.

1 этап анализ опыта работы, осмысление его результатов, того, что достигнуто в развитии личности и коллектива. На этом этапе можно выделить две стадии: сбор информации и ее обработка (см. подробнее § 2 главы 3).

2 этап определение и формулировка воспитательных задач. Он неразрывно связан с первым, так как в ходе аналитической работы определяются и окончательно формулируются задачи. В ряде школ на сборе представителей классных коллективов организуется коллективная «мозговая атака» по анализу работы и формулировке задач школьного коллектива на следующий год. Очень важно на данном этапе, чтобы задачи воспитательной работы, стоящие перед педагогами, трансформировались в задачи всего ученического коллектива.

3 этап коллективный поиск полезных дел, правильных действий, которые могут обеспечить достижение положительных результатов, выполнение намеченного. Поиск дел проводится на разных уровнях и направлениях: общешкольные (ключевые) дела; содержание и формы работы клубов, штабов, кружков; школьные праздники и объекты повседневной заботы; дела на радость себе и другим. Используют следующие приемы привлечения всех членов коллектива к поиску: «разведка» полезных дел, конкурс на лучшее предложение в план, «копилка» предложений, аукцион идей, знакомство с опытом других школ, обзор интересных дел коллективов, анкетирование и др.

Главная забота — направить школьников на поиск нужных и полезных дел, которые соответствуют поставленным задачам, подсказать такие дела. В ходе поиска педагоги помогают детям отобрать самые важные дела, побуждают школьников к осмыслению целесообразности своих предложений для коллектива, других людей, задавая вопросы: почему? что это даст? кому принесем пользу?

Взрослые регулируют отношения между поисковыми группами, помогают каждому школьнику проявить себя, ощутить свой вклад в рождение коллективного плана (см. табл.20).


Таблица 20

План проведения Дня коллективного поиска

(из опыта работы школ)

9.00-9.40 Анализ работы в школе за учебный год по классам, выдвижение проблем и задач для решения на следующей год.
9-50—10.30 Анализ работы в школе с представителями от классов. Коллективный анализ работы в классе за учебный год.
10-40-11.10 Работа в классах: о результатах анализа работы в школе, общешкольных задачах на следующий год. Выдвижение общешкольных дел на следующий год.
11.20—12.00 Планирование общешкольных дел с участием представителей от классов. Анализ работы объединений клубного типа, работа проблемных групп.
12. 10—12.50 Планирование формы участия класса в общешкольных делах и планирование основных дел, выдвижение идей по организации работы класса в следующем году.
13.00-13.40 Сбор заявок на участие в общешкольных делах. Перспективное планирование клубных объединений.

Учащиеся, педагоги, родители участвуют прежде всего в определении главных, ключевых дел, в поиске которых объединяются усилия всех. Эти дела выявляются в ходе коллективного планирования на сборе актива, где учащиеся выдвигают не только свои предложения, но и выражают интересы первичных коллективов и объединений, являясь их представителями.

Обсуждаются также перспективы на различных направлениях работы школы, в клубах, штабах, кружках. Примерные вопросы для такого коллективного обсуждения: главные задачи в работе на следующий год; предложения по участию объединения в ключевых делах школьного коллектива; сотрудничество с другими коллективами и объединениями; дела для младших школьников, на пользу окружающим людям; содержание и формы работы в объединении.

Первые три этапа коллективного планирования могут быть организованы в форме Дня творчества и поиска.

4 этап отбор содержания и форм работы, обобщение предложений членов коллектива и составление проекта плана воспитательной работы. Целесообразно оформить проект в виде план-сетки, чтобы легче было представить загруженность плана, распределение дел по времени. Такая форма удобна и для ознакомления с проектом других членов коллектива. Составляют план педагоги под руководством заместителя директора школы, привлекая актив учащихся, согласуя с ними организационные вопросы.

5 этап обсуждение и утверждение плана воспитательной работы с ученическим коллективом на педсовете.

6 этап составление планов, обеспечивающих выполнение поставленных задач в области воспитания школьников и реализации намеченной работы с ученическим коллективом. Это план методической работы с учителями, учебы ученического актива, план контроля за воспитательной работой, планы совещаний, собраний, педсоветов и т.д. В создании таких планов участвуют все члены педагогического коллектива, актив учащихся.

7 этап обсуждение и утверждение плана работы ученического коллектива на сборе (собрании) всех детей или конференции с участием представителей первичных коллективов.

8 этап планирование в первичных коллективах с учетом общешкольного плана.

Отметим, что выделение этих этапов весьма условно. В реальной практике некоторые из них совпадают, тесно взаимосвязаны и сопровождают друг друга. Процесс планирования воспитательной работы на учебный год протекает в период с марта — апреля до конца сентября. Планирование воспитательной работы в школе тесно взаимосвязано с планированием в классных коллективах.


Планирование воспитательной работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: