Вдохновение в жизни гуманного учителя

Детям Света нужны учителя Света…

Е.А.Акимов

Отношения учителей и учащихся в процессе усвоения нравственных знаний характеризуются активной гуманистической установкой, взаимным партнерством; сотрудничеством сторон, испытывающих взаимное влияние; принятием и пониманием позиции другой стороны; стремлением к соучастию, сопереживанию; взаимным уважением.

Так как восприятие учащимися учебного материала зависит от учителя, было установлено, что учителя, относящиеся с энтузиазмом к своему предмету, обретают положительный опыт обучения этому предмету. Известно, что учителя, имеющие положительный настрой на содержание курса, как правило, передают свои позитивные эмоции восприимчивым ученикам. Эти учителя стараются найти всё новые и свежие материалы для своего курса. Особенность этого подхода заключается в том, что учитель должен постоянно заниматься своим совершенствованием, выходить за рамки даже учебного плана, и, поэтому ученикам всегда интересно рядомс такими вдохновленными учителями. Школьники, как правило, выше оценивают учителей, полных энтузиазма и вдохновения, чем учителей, которые никак не проявляли энтузиазма по материалам преподаваемого ими курса. Учителя, проявляющие энтузиазм и вдохновение к своей работе,могут вызвать у учеников заинтересованность и тягу к изучению предмета. Недавние исследования показали корреляцию между энтузиазмом учителя и внутренней мотивации учащихся к обучению и жизнеспособности в классе. Экспериментальные исследования по изучению внутренней мотивации учащихся показали, что невербальные выражения энтузиазма, такие как демонстративный жест, разнообразные движения и эмоциональное выражение лица, привели к тому, что ученики достигли более высокого уровня внутренней мотивации к обучению. Учащиеся, которые имеют дело на уроках с вдохновленным учителем, скорее всего, читают материалы по предмету и за пределами классной комнаты.

Существуют различные механизмы, посредством которых вдохновленный учитель может способствовать более высокому уровню внутренней мотивации. Учитель, имеющий вдохновение, может способствовать созданию в классе атмосферы, полной энергии и энтузиазма, которые питают интерес учеников и вызывают восторг в изучении предмета. Полные энтузиазма учителя могут также привести своих учеников квсе возрастающей самостоятельности впроцессе обучения. Концепция вдохновленного взаимодействия показывает, что энтузиазм учителя может способствовать возрастанию внутренней мотивации учащегося в контексте обучения. Кроме того, энтузиазм может действовать как «мотивационное украшение», повышающее интерес учеников к материалу, богатому разнообразием, новизной и неожиданностью представления от вдохновленного учителя. Наконец, применяется также и концепция эмоционального заряда, исходящего от вдохновленного учителя. Ученики, безусловно, становятся внутренне более мотивированными, реагируя на энтузиазм и вдохновение учителя.

Мотивация учеников и отношение к школе тесно связаны с отношениями ученик-учитель. Вдохновленные учителя способствуют созданию взаимопритягательных отношений со своими учениками. Их способность строить отношения со своими учениками создает эффективную среду для обучения. Любовь учителя к ученику играет решающую роль в повышении академические успехов и личных достижений обучаемого. Здесь, внутренняя цель ученика к улучшению себя зависит только от него самого, в то время как академические успехи включают цели, которые он получает в качестве задания от учителя. Учитель должен направлять своих учеников в процессе согласования его личных целей с его академическимцелями. Учащиеся, которые получают такое направляющее участие от учителя, более уверены в себе и достигают больших личных и академических успехов, чем те, кто не имеет такого взаимодействия с учителем.

Ученики могут строить более крепкие отношения с учителями, которые доброжелательны, благосклонны и будут проявлять больше интереса к предметам, преподаваемым этими учителями. Учителя, тратящие больше времени на сотрудничество и общение с учениками, воспринимаются ими как благоприятные и эффективные учителя. Настоящие учителя не жалеют ни времени, ни сил на совместное творчество вместе с учениками, приглашают их к участию в принятии решений, позволяют юмор в классе, а также демонстрируя готовность играть.

Жизненный опыт самого учителя способствует тому, что то, чему он учит на своем уроке, остается с учеником в виде определённых эмоций. Важны три наиболее существенных аспекта в поведении учителя: энтузиазм в отношении преподавания, энтузиазм в отношении учеников, и энтузиазм в отношении предмета. Учителю должно нравиться преподавать. Если они не наслаждаются тем, что они делают, ученики будут в состоянии увидеть это. Им также должно нравиться быть в окружении школьников. Учитель, который заботится о своих учениках, всегда готов помочь им в решении жизненных вопросов. Учитель также должен быть в восторге от предмета, который он преподаёт, вести его языком сердца. Например, учитель говорит о химии так, как будто он наслаждается искусством химии и с удовольствием показывает это детям. Искра в учителе может создать искру восхищения в ученике также. Энтузиазм и вдохновение учителя обладают огромной силой воздействия на жизни юных учащихся.[76]

Такие энтузиазм и вдохновение ощущались на проходивших в январе 2012 года в Москве 11-х Международных педагогических чтениях. Информация об этом форуме будет интересна педагогам именно своей насыщенностью духовным содержанием и новизной в подходах гуманной педагогики, заключающейся в углублении по направлению к своим истокам.

Духом гуманной педагогики была пропитана вся атмосфера этих педчтений, проходивших в стенах МГПУ (Московского городского педагогического университета). В фойе университета чувствовалась вдохновляющая обстановка доброжелательности, внешней простоты и внутреннего огня возвышенных мыслей делегатов. Действительно, на Чтения приехали энтузиасты своего дела: учителя, руководители организаций и органов образования, ученые, объединенные любовью к детям и понимающие, что современное образование необходимо менять, очеловечивать, одухотворять. Эпиграф к программке форума («Детям Света нужны учителя Света») наполнял вдохновением от ощущения значимости происходящего.

Первый день Чтений начался с общей встречи в актовом зале Университета, где присутствовали представители почти всех республик бывшего Советского Союза. Самыми многочисленными были делегации Литвы (63 участника) и Украины (62 человека). Поражало то, что зал был переполнен. Люди стояли в проходах, принесли дополнительные стулья, сидели на ступеньках, и никто не только не роптал на дискомфорт, но, напротив, у всех глаза светились от счастья, все улыбались и были настроены на праздник. Воистину, не комфорт для тела, но возвышенность Духа определяет счастье человека.

Оказалось, что большинство делегатов приехали за свой счет, не только из городов, но и из отдалённых деревень и сёл. Жили в общежитиях, привезли свою еду, так как Москва очень дорогой город. Некоторые приехали с детьми. Несколько мальчиков, возраста 11-13 лет, не только прослушали все выступления, но и активно участвовали в работе лабораторий. Вдохновляет то, что язык и тематика Чтений были доступны и интересны детям, значит, Гуманная Педагогика говорит на языке будущего.

Любовь царила везде, начиная от гардероба, где студентам помогали также и организаторы Чтений (ученые, педагоги ВУЗов), и кончая столовой и фойе. Очень важную роль в плане нравственной направленности образования играет международное сотрудничество и обмен опытом между педагогами, мыслящими в русле духовного гуманизма. С этой целью в июле 2011 года руководителями организаций разного уровня, приверженцами гуманной педагогики, представителями разных стран, учителями, воспитателями, общественными деятелями, представителями науки был провозглашен «Манифест гуманной педагогики», идеи которого служат целям духовно-нравственного становления подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребенку.

Пленарное заседание в 10.00ч. открыл приветственным словом Ш.А.Амонашвили, который сказал, что 10 лет назад, когда они начинали, их было очень мало, всего 200 человек. Сейчас это мощное педагогическое движение, никто даже не ожидал, что оно примет такие огромные масштабы. Новое в педагогике, к чему мы пришли – это Духовный гуманизм, который должен пронизывать всю систему образования.

Он выступал очень проникновенно и вдохновляюще: «Я живу от Чтений до Чтений. Этот год быстро пролетает в радости ожидания. Жизнь, как снежинка, тает быстро, и это направляет мою жизнь. 10 лет назад я был совсем другим человеком, и вы все были другие. Все в этом мире меняется, и мы меняемся. Да, я был в гуманной педагогике… Но каждый раз жизнь открывает новые горизонты. Нет конца и начала воспитанию, поскольку воспитание – категория Вселенская. Я хочу поблагодарить вас всех за рост моего сознания. Я чувствую вашу поддержку, мы движемся все вместе.

Грань Любви – бесконечная тема в педагогике. 10 лет – это цикл, сейчас у нас начинается новый цикл. Теперь у нас есть Манифест гуманной педагогики, который принят 17 июля 2011 года на моей Родине в Бушети (Грузия). Группа людей собиралась постоянно, обсуждала каждое слово, каждую фразу документа, потому что у нас тревога за наших детей. Что мы строим, куда идем? Великая Священная книга говорит нам: «Не хлебом единым жив человек... А всяким духовным словом». Следующее поколение должно быть лучше нас.

Из Манифеста я хочу выделить фундаментальное понятие – духовный гуманизм. Только через изменение педагогического сознания на основе понятий духовности, гуманности, любви, добра, мира, блага – можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Авторитарной педагогике противостоит гуманная педагогика, которая во главу угла ставит духовные ценности. Авторитарная же педагогика отдает приоритет материальным ценностям и благам, хотя она тоже воспитала много хороших ученых.

Объясняя понятие духовного гуманизма, можно сказать, что смысл духовности станет более понятным через понятие гуманности. Это процесс развития в вере, которая, в свою очередь, наделяет человека свободной волей и утверждением внутреннего гуманного мира. Человек становится Творцом жизни. Понятия «духовность» и «гуманность» переплетаются друг с другом. Вместе они – суть гуманной педагогики. Таким образом, мы пришли от педагогики сотрудничества, которое ввели когда-то педагоги-новаторы, к педагогике Духовного гуманизма.

Некоторые темы наших предыдущих Педагогических Чтений звучат таким образом: «Улыбка моя, где ты?», «Спешите, дети, будем учиться летать», «Почему не прожить нам жизнь героями духа?» и т.д. Все эти предыдущие ступени составляют чашу наших Чтений. Теперь у нас новая тема: «Учитель, вдохнови меня на творчество!». О творчестве говорилось и говорится очень много. Какая авторитарная школа скажет, что не развивает творчество? В нашей теме самым главным ключевым словом является слово «вдохнови». Творчество может быть и без вдохновения, по заказу. В нашем педагогическом творчестве самое главное – это Вдохновение, говоря иначе – Вдох Нового. Вдохновение всегда происходит из единого духовного источника и является невидимым явлением для сознания. Вот об этом мы все вместе должны поразмышлять на наших Чтениях…»

Предыдущий манифест «Педагогики сотрудничества» развивался в рамках материалистического мировоззрения. Принцип сотрудничества остаётся, но в новом манифесте он обогащается духовным измерением. Очень важно принять в свое сознание измерение духовности и мыслить на его основе. Материалистическая философия в качестве основы мышления приемлет три измерения – время, материю, пространство. Расширенное сознание во главу этих измерений ставит ещё одно – духовность, ядром, которого является вера в Высшее Начало. Духовное измерение наполняет педагогику мудростью и направляет её в будущее.

Ступенька восхождения сегодняшних чтений: «Учитель, вдохнови меня на творчество!» Творчество развивается во всех школах, даже в авторитарных. Но главное слово здесь – Вдохнови! Много книг написано о творчестве. Но где книги о том, как вдохновить? И на что вдохновить? Иногда дети показывают дрессированное творчество. Много учебников по педагогике и психологии творчества. Но о вдохновении – ничего нет!

Вернадский создал теорию «живого вещества». Вселенная произошла из «живого вещества», не из «косной материи». Он писал в «Дневниках»: «Значение…вдохновения трудно переоценить. Оно есть основной элемент жизни». Если искра вдохновения осенит тебя, то тебя уже никто не остановит. Что это за мистическое настроение – вдохновение?

Откуда приходит вдохновение? Вот меня вдохновил МаллаевДжафар. А кто вдохновил его? И так далее. Откуда приходит вдохновение? Из материальной жизни вдохновение не придет. Если нет живого, творящего начала, то нет и вдохновения. Тогда мы живем как в гробу материального мира. Как назовем этот вечный источник вдохновения? Дух, Живые Небеса.

Например, А.С.Пушкин всегда жил во вдохновении, но я, Шалва Александрович, ищу вдохновение, жду его. Как приходит вдохновение? Вдохновение не придет для дурных дел. Вера – это предчувствие знаний. Во вдохновении человек поднимается в более высокий мир, для него уже не важны мирские мелочи. Он творит, не думая о вознаграждении. Он говорит от сердца, не по бумажке. Если человек мыслит возвышенно, то к нему обязательно приходит вдохновение. Иногда вдохновение приходит и уходит. Но мы можем учиться жить во вдохновении. Мы можем жить вдохновенно всегда, и мы должны учиться этому! Нам нужно пробудить внутреннего Бога! Почему Он бездельничает и спит? Его надо пробудить!

Иногда человек принимает решение быть гуманным, вдохновляющим. Но когда начинается обычная работа, он действует по стандартным методикам. Почему так случается, надо понять. Ведь без вдохновения всякое творчество – принуждение.

Вдохновение приходит изнутри, из ниоткуда, как «Я сам хочу». Дети все вдохновлённые. Они вдохновенно едят, вдохновенно играют, даже дерутся вдохновенно, искренне, всем сердцем. Но когда они соприкасаются с миром взрослых, то их начинают учить творить… «Технологии творчества»… «Технологии вдохновения»… Не «технологии вдохновения», а таинство вдохновения…

Вдохновлённый человек – это счастье для человечества. Искры вдохновения субъективны, они только для нас. Ведь у каждого своя миссия, своё предназначение.

Это не философский и не научный разговор. Здесь трудно провести эксперимент. Как светлый ангел побеждает? Светлый ангел – это вдохновлённый человек.

Сердце подсказало - задать вопрос детям: «Дети, помогите понять каким должен быть вдохновляющий урок?» Ответ: «Вдохновленным» Я переспросил: «Как это?» И посыпались ответы:

- Чтобы самому хотелось провести этот урок.

- Бодрым, с юмором, поменьше писанины.

- Чтобы хорошо относились к детям.

- Чтобы урок был как радуга после дождя.

- Чтобы урок был тихим и спокойным, должен запомниться навсегда.

То есть учитель должен думать не столько о том, какие вопросы задавать, а о том, как сделать урок запоминающимся.

Учителя, вдохновитесь на поиски этого вечного, основного элемента жизни – мистического настроения вдохновения! На наших чтениях мы вместе должны подумать, понять, как нам вдохновляться, как вдохновить детей…

Знаете, что мне хочется узнать от Вас при встрече: «Здравствуйте, как Ваше творческое вдохновение?» Мы привыкли к выражениям: «Как Ваше здоровье? Как дела? Здоровья Вам! Удачи Вам!» Но представьте, как это будет прекрасно, если в нашей педагогической среде каждый из нас станет для другого добрым, светлым ангелом и научится шептать коллеге: «Дай Вам Бог творческого вдохновения, учитель!»[77]

Таким образом, вдохновение – это важнейшая составляющая педагогического творчества, наличие которой является индикаторомготовности школьного коллектива к движению вперед по пути духовно-нравственного восхождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: