При определении проблемы большое значение имеет постановка вопросов. Вопрос – это логическая форма, направленная на уточнение или дополнение исходного, базисного знания для получения новой информации. При постановке вопросов необходимо стремиться к выявлению главного противоречия (между желаемым и действительным, реальным и идеальным, возможным и необходимым), которое лежит в основе проблемы, с тем, чтобы перейти от неизвестного проблемного поля к известному, а, значит, к правильной постановке задачи. Таким образом, формулирование проблемы – это процесс последовательной постановки вопросов от простого к сложному, от частного к более общему, которые приближают педагога к выявлению неизвестного в реальной ситуации, к переосмыслению его в известное.
Для определения проблемы педагогу важно попытаться посмотреть на ситуацию со стороны, взглядом стороннего наблюдателя. Это позволит выявить реальную картину, приблизиться к объективному взгляду на сложившуюся ситуацию. Можно рекомендовать постановку следующих вопросов, представленных в табл. 23.
|
|
Таблица 23
Рекомендуемые вопросы для выявления проблемы
Вопросы | Педагогические проблемы | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | ||
Какова реальная ситуация? | Аня постоянно обманывает, говорит неправду родителям и учителям | Учитель технологии отказывается допускать Олега к своим урокам | В классе имеются группировки, которые не взаимодействуют между собой, часто возникают конфликты | В школе есть группа подростков, которые курят и употребляют алкоголь | |
Кто задействован в проблеме? | родители, учитель и младшая школьница | учитель технологии и подросток | учащиеся класса, педагог | учащиеся, родители, педагоги, администрация школы | |
3. | Что именно не устраивает? | ложь ребенка | грубость подростка в адрес учителя, невыполненное поручение | частые конфликты, отсутствие сплоченности, единства, неблагоприятная психологическая атмосфера в классе | употребление ПАВ подростками |
4. | Какие нормы, правила и закономерности нарушены? | ребенок обманывает - нарушается правило этики | подросток проявил безответственность, грубит, нарушая правила поведения, культуру общения | в классе конфликты – нарушены нормы общения, нарушена педагогическая закономерность связи развития личности и коллектива | подростки употребляют ПАВ, нарушаются нормы закона, правила поведения в школе, основы здорового образа жизни, этические и нравственные нормы |
5. | Каков ожидаемый результат? | Аня говорит правду | учитель технологии и подросток найдут компромисс, Олег извинится перед учителем, ответственно будет выполнять поручения; учитель, давая поручение, будет предусматривать все условия для его выполнения | благоприятный психологический климат в классе, снижение конфликтности, конструктивное решение конфликтов | отказ подростков от употребления ПАВ |
Большое значение имеет построение образа ожидаемого результата, который может выражаться через определенный эталон или норму, хорошо известные и являющиеся общепризнанными. Такой результат может быть также основан на педагогической закономерности, лежащей в основе любых педагогических процессов.
|
|
Рассмотрев общий подход к определению проблемы, можно предложить разные формы организации деятельности по их выявлению:
- коллективный анализ состояния и результатов учебно-воспитательной работы. На общем собрании педагогического коллектива в ходе специально организованной деятельности участникам предлагается обсудить проблемные вопросы: что не устраивает, какие трудности испытывает коллектив, в чем причины и т.д. Формы проведения коллективного анализа могут быть разнообразны (см.главу 2 данной книги).
- проведение анкетирования, опроса, тестирования - такой способ позволяет за короткий срок с охватом большого количества респондентов выявить основные проблемы;
- экспертное оценивание, в качестве экспертов могут выступать авторитетные педагоги, специалисты, родители, представители детского самоуправления и т.д. Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют получить сравнительно надёжную, а иногда и единственную информацию о существующих проблемах.
Этап определения проблемы завершается ее формулировкой.
Таблица 24