Какого. нужно Роскосмосу?

Не поленитесь - зайдите на официальный сайт Роскосмоса и почитайте интервью Анатолия Перминова за последние пару-тройку лет. Попробуйте разобраться: а чего он, собственно говоря, хочет? Ну, выжать максимум прибылей из унаследованной из СССР техники - это понятно. Передать максимум знаний, наработок и технологий китайцам и бразильцам - это так. Еще раз модернизировать оставшиеся от СССР корабли и ракеты - тоже. А дальше-то что?

Итак, в 2006-м Перминов осмеивал планы уже вывшего главы РКК «Энергия» Николая Севастьянова лететь на Марс. Дескать, двигателей нет, не решена проблема радиационной защиты экипажа (хотя, отметим, решение проблемы было еще в 1971-м). А еще нет денег. И вообще, всего этого нет в ФКП - Федеральной космической программе. Теперь же Перминов повторяет слова Севастьянова.

 «...Мы имеем поручение Правительства РФ по уточнению программы на 2009-2015 гг... Тогда она и станет амбициозной. Россия, обеспечив себе за последние годы макроэкономическую стабильность и высокие темпы развития, получила возможность рассматривать долгосрочные стратегические цели, в том числе и в космонавтике. У нас есть долгосрочные проекты по освоению Луны и изучению Марса. Формируются планы создания пилотируемого корабля, ракеты-носителя повышенной грузоподъемности для его выведения. Будет создаваться новый российский космодром «Восточный» в Амурской области. Реализацию этих грандиозных долгосрочных проектов необходимо начинать уже в период, который охватывает выполняемая в настоящее время программа.

После 2020 г. Россия планирует создать и развернуть на орбите околоземный пилотируемый сборочно-экспериментальный комплекс для обеспечения транспортных операций к Луне и Марсу...» - так высказался А.Перминов в интервью газете «Деловой Петербург» 12 декабря 2007 г.

Стало быть, на Марс мы уже летим. Все-таки...

А чего же вы раньше хаяли тех, кто об этом говорил?

«...Что касается полетов человека в космос, то уже с 2007 г. начинается реализация планов по коренному обновлению российского флота пилотируемых и транспортных кораблей. Как сообщалось ранее, в 2006 году Роскосмос объявил конкурс по выбору головного разработчика космического пилотируемого корабля нового поколения…

Сегодня достаточно серьезно рассматривается возможность создания перспективной пилотируемой транспортной системы в рамках международной кооперации.

В частности, Роскосмос и Европейское космическое агентство достигли взаимопонимания в том, что эффективным способом осуществления дальнейших работ является совместная разработка, опирающаяся на российский опыт пилотируемых космических полетов и европейские достижения в этой области. И использующая перспективные технологические наработки всех стран.

По завершении реализации намеченного плана мероприятий предполагается (ориентировочно в конце 2008 года) объявить конкурс по определению головного разработчика пилотируемой космической системы нового поколения» (Из интервью Перминова «Аэрокосмическому обозрению», апрель 2007 г.)

В августе 2007-го Перминов в интервью «Военному параду» признается: «конкретно облик корабля еще не определен, поскольку анализируются различные варианты новой системы, включая вариант корабля «Клипер»...» А авиационно-космические системы, мол, вообще неперспективны. Главный упор Перминов призывает делать на неведомую многоразовую ракетно-космическую систему вертикального старта с возвращаемыми блоками первой ступени. О многоразовом космическом корабле тут - ни слова. Создается впечатление, что сама мысль о создании крылатого легкого челнока претит господину Перминову. Процитируем еще одно интервью отставного генерала-ракетчика («Московский комсомолец», 13.09.2007 г.):

«- Раньше был "Буран", его сломали и отдали детям на аттракционы, сейчас вроде опять начали делать очередной челнок. Будет ли в этом смысл?

- На сегодняшний день такой проект не рассматривается.

- То есть, «Клипер» был, а потом забыли про него?

- Ну почему забыли? В мире существует очень много крылатых схем. К сожалению, ни один корабль, кроме «Шаттла» и «Бурана», не полетел. Он для нас очень дорогой. У нас на всю российскую космическую программу выделено около миллиарда долларов. А тут на подготовку к полету всего одного корабля типа «Шаттл» требуется полмиллиарда долларов.

- Дешевле одноразовые получаются?

- Конечно. В десятки раз. Наша страна, да и США, отказались от челноков. Не в состоянии такие дорогостоящие вещи тянуть...»

Перминов здесь откровенно, мягко говоря, нас дезинформирует. США делают новый челнок - Х-37. Небольшой шеститонный авиакосмолет-беспилотник фирмы «Боинг». Такие же разработки идут у японцев и европейцев. А в 2009-м и сам Роскосмос объявил конкурс на многоразовый корабль. Это что - стратегическая линия или «как бык по…ал»?

Подытожим. То есть, в то время, когда США имеют четкое представление об облике своих будущих кораблей - одноразовом CEV и крылатом многоразовом Х-37, когда Европа сделала «Жюль Верн» (потенциально - и пилотируемый тяжелый корабль, и грузовик) Роскосмос все не может определиться с обликом будущего русского корабля. Чем не устраивает единственный на сегодня реальный проект шестиместного «Клипера» - молчок. Неужели тем, что сей проект разработан под руководством опального Севастьянова? О межорбитальном буксире «Паром», чьи узлы унифицированы с «Клипером» - вообще гробовое молчание.

А как понять навязчивое стремление нынешнего главы Роскосмоса делать неведомый будущий корабль совместно с европейцами? Простите, но все (дело русской чести, соображения национальной безопасности, сохранение русского преимущества в космосе) требуют создания именно своей транспортно-космической системы! Опять - сремление «интегрироваться в мировой рынок» любой ценой?

Существенный момент: а из каких проектов Перминов собрался устраивать конкурс на новый корабль для РФ, из каких исполнителей хочет выбирать? Чего резину тянет? Ведь сегодня на дворе - не 1990 г. с массой еще нерастраченных возможностей. Реальная ситуация такова, что, кроме корпорации «Энергия» в стране после 17-летнего либерального погрома создавать альтернативные корабли (и орбитальные станции) практически некому. Есть прорывной, инновационный вариант МАКС (многоразовой авиакосмической системы с легким многоразовым авиакосмолетом) НПО «Молния». Именно «Молния» создавала советский крылатый корабль «Буран». Но Перминов уже «зарубил» создание систем с воздушным стартом, объявив их «неперспективными»! То есть, НПО «Молния» обрекается на уничтожение и потерю остатков научно-инженерных кадров.

Некогда славное детище Владимира Челомея, реутовское НПО машиностроения? Да, в СССР оно создавало орбитальные станции типа «Алмаз». Именно там (благодаря гению «авиационщика» Владимира Мясищева) был создан проект транспортно-космического корабля (ТКС) с многоразовым спускаемым аппаратом, с технологией восстановления теплозащитного покрытия после каждой миссии. Мясищев привнес в космонавтику авиационную культуру борьбы с лишним весом, применил для ТКС оригинальную фрезерованную обшивку, легкую и прочную. Но, увы, за 90-е годы НПО машиностроения потеряло уникальные кадры конструкторов, инженеров и рабочих. Более того, тогда же специалисты американской корпорации «Локхид-Мартин» умудрились за гроши получить уникальные наработки по старому проекту ТКС, использовав их затем при конструировании американского перспективного корабля CEV. Реально реутовцы лишились возможности делать пилотируемую технику. Еще в 1987г. их отряд космонавтов расформировали, работы над ТКС свернули.

Центр имени Хруничева? Но он делает не корабли, а ракеты, разгонные блоки и блоки для орбитальных станций. ЦНИИ машиностроения? Но он был всегда системным интегратором проектов, не разрабатывая корабли и орбитальные станции самостоятельно.

Реальность такова, что выбирать на сегодня практически не из кого. Каждый год промедления с созданием нового отечественного корабля взамен устаревших «союзов» - это потерянные кадры 50-60-летних конструкторов, инженеров и рабочих, заменять коих сегодня некем. Каждый год промедления - это утраченные возможности для подготовки молодой смены. Понимает ли это Перминов, отшвыривая проект «Клипер», а заодно и проект МАКС? Или не хочет понимать? Понимает ли он, что завтра, с появлением на рынке двух новых кораблей США, японского и европейского грузовиков, РФ превратится в аутсайдера? И то же самое касается перспективной отечественной орбитальной станции, что должна работать после 2020 г. Работы над ней нужно вести уже сейчас, сегодня - иначе снова не успеем и растеряем последние кадры.

А вместо действия - идиотская проволочка в несколько лет! Ведь «Клипер» можно было делать еще тогда, когда косяком перли нефтяные сверхдоходы! Равно как и ракеты воздушного старта, и новые спутниковые системы.

Пора, наконец, определяться и действовать! И посмотреть: а не нужен ли Роскосмосу новый, адекватный вызовам современности, руководитель?

Увы, дело не только в видении будущего руководством Роскосмоса, не только в финансировании отрасли…

--------------------------------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: