Деизм против атеизма и позитивной религии

В «Философских мыслях» Дидро выступает против атеизма и религиозных «суеверий», которые должны уйти, оставив религию, основанную на вере в природу. Позже Дидро займёт более радикальную позицию. Однако, в раннем произведении – «Прогулка скептика, или Аллеи» в 1747 г. и в «Философских мыслях» он не порывает ещё окончательно с идеей Бога. Он выступает с позиций деизма, а значит, как против атеизма, так и против позитивной религии и церкви.

Дидро пишет: «Я без труда поверю одному–единственному честному человеку, который мне объявит, что Его Величество только что одержал полную победу над союзниками; но даже если весь Париж мне поклянётся, что недавно воскрес покойник, я этому не поверю».

Кроме того, Дидро ставит под сомнение не только чудеса, но и Божественное вдохновение как источник Священного Писания. Он пишет, что вернулся вновь к неизбежному скептицизму. Дидро напоминает слова Паскаля: «Если ваша религия ложна, вы ничем не рискуете, считая её истинной; если она истинна, вы рискуете всем, считая её ложной».

7 июля 1746 г. по постановлению парижского парламента «ядовитая» книга была приговорена к сожжению.

Если в ранних произведениях Дидро очевидна естественно –теологическая позиция (с сильным влиянием Ньютона), то в последующие годы, начиная с «Письма о слепых», философская позиция Дидро начинает меняться. Порвав с идеализмом и религией, он стал материалистом и атеистом. В выдающихся произведениях (как философских, так и художественных), написанных в зрелые годы, - «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д`Аламбера с Дидро», «Сон Д`Аламбера», «Философские принципы относительно материи и движения», «Монархия», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист» (одновременно с более чем двадцатилетним руководством и активной работой по созданию «Энциклопедии») – Дидро «предстаёт убеждённым материалистом и обличителем религии: «статичной» и «сотворённой» природе последователей Ньютона и Вольтера… он теперь противопоставляет образ физической реальности, находящейся в постоянном движении и развитии, которая в себе самой несёт своё начало и где наличие определённого «порядка» не даёт повода утверждать, что это вызвано конечными причинами либо бытием некоего высшего Распорядителя. (Паоло Росси).

Деизм у Дидро замещается материалистическим неоспинозизмом, для которого действенным остаётся постулат: Deus sive natura sive materia (Бог или природа или материя). Мир – это материя в движении.

Тем не менее, при внимательном изучении творческого наследия Дидро заметна попытка с позиции материализма объяснить единство материи и движения, преодолевая свойственный науке той эпохи механицизм. Он ближе других материалистов XVIII в. Подошёл к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный довод против существования Бога. Высказав мысль, что потенциально ощущение является всеобщим свойством материи, Дидро предвосхитил некоторые положения эволюционного учения.

«Протестуя против положения о том, что люди могут счастливо жить «под неограниченной властью справедливых, гуманных и добродетельных правителей», Дидро протестует против деспотизма французского двора. Но и разоблачает всю двусмысленность идеала и практики просвещённого абсолютизма. Дидро спрашивает: «Что характеризует тирана? Может быть, доброта, коварство?» И отвечает: «Ничего подобного. Два этих понятия вовсе не входят в определение тирана. Это – выход за пределы присвоенной власти, а не её использование. Два или три царствования справедливой, мягкой, просвещённой, но неограниченной власти могут стать величайшим бедствием для нации: народы будут доведены до полного забвения своих прав, глубокого рабства».

Дидро развил теорию, согласно которой знание, опыт имеет целью не постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. При этом Дидро учитывает роль техники и промышленности в развитии мышления и познания. Методами и руководителями в познании являются эксперимент и наблюдение. На их основе мышление может достигнуть знания если и не вполне достоверного, то высоко вероятного.

Центральным делом жизни Дидро стало создание Энциклопедии. Передовая по содержанию, Энциклопедия была боевой по тону: пропаганда новых идей дополнялась в ней критикой рутинных взглядов, предрассудков, верований. Несмотря огромные трудности, Дидро сумел довести издание Энциклопедии до конца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: