Психологическое строение индивидуальной деятельности

Целостная деятель­ность имеет следующие составляющие: потребности — моти­вы — цели — условия достижения цели (единство цели и усло­вий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции.

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, ус­ловия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строит­ся. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, дейст­вия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реа­лизация деятельности, сама деятельность во плоти. В своем единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологи­ческое содержание.

В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в ус­ловие ее реализации и т.д.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация.

Содержание целостной деятельности соотносимо с понятия­ми потребности и мотива, с процессом определения их предмет­ного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности че­ловека можно осуществить только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их предметного содержания. И, наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологиче­ским образованиям должна соответствовать та или иная деятель­ность, направленная на их удовлетворение.

Источником активности человека, его деятельности высту­пают многообразные потребности. Потребность — это состоя­ние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовле­творения. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к оп­ределенной деятельности, тот предмет, ради которого осущест­вляется данная деятельность. Мотив — это побуждение к дея­тельности, в которое выливается данная потребность. Мотив — это опредмеченная потребность. Или — что то же самое — пред­мет потребности есть мотив. На основе одной и той же потреб­ности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными моти­вами, отвечать различным потребностям.

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке зада­чи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в опре­деленных условиях, требует выполнения действия, направленно­го на создание или получение предмета, отвечающего требовани­ям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель — это пред­ставляемый или мыслимый результат деятельности.

Деятельность как целое — это единица жизни человека, ак­тивность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Дея­тельность всегда соотносится с определенным мотивом.

Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс актив­ности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели — или отдельное дей­ствие, или совокупность, цепь действий. Деятельность и дейст­вие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реали­зовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.

Действие, имея определенную цель, осуществляется разны­ми способами в зависимости от тех условий, в которых это дей­ствие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции — это преобразованные действия, дейст­вия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.

Например, когда ребенок учится писать буквы, то написа­ние буквы является для него действием, направляемым сознательной целью — правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, на­писание букв превращается из действия в операцию.

Особый аспект анализа деятельности составляют изменения и трансформации самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Так, деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив не­которой деятельности может переходить на цель действия, в ре­зультате чего последнее превращается в другую деятельность.

Эти трансформации происходят потому, что результаты со­ставляющих деятельность действий при некоторых условиях ока­зываются более значительными, чем их мотивы. А.Н.Леонтьев приводит такой пример. Ребенок может своевременно выполнять домашние задания первоначально лишь для того, чтобы пойти гулять. Но при систематическом получении положительных от­меток за свою работу, повышающих его ученический “престиж”, он начинает готовить теперь уроки для того, чтобы иметь хоро­шие отметки. Действие приготовления уроков приобрело другой мотив.

Это общий психологический механизм развития действий:

сдвиг мотива на цель. А.Н.Леонтьев так характеризует этот меха­низм. Действия, обогащаясь, “перерастают” тот круг деятельностей, которые они реализуют, вступают в противоречие с поро­дившими мотивами. В результате происходит сдвиг мотива на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов — но­вых видов деятельности; прежние цели психологически дискре­дитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают су­ществовать, или превращаются в операции.

В деятельности человека постоянно происходят такие взаим­ные превращения: деятельность <-> действие <-> операция и мотив <-> цель <-> условия. Подвижность составляющих деятельности выражается также в том, что каждая из них может стать дробной или, наоборот, будет включать в себя ранее относительно само­стоятельные единицы (например, некоторое действие может раз­дробиться на ряд последовательных действий при соответствую­щем делении некоторой цели на подцели). Сложные виды дея­тельности, как правило, побуждаются не одним, а несколькими мотивами, они полимотивированы. Например, учебная деятель­ность школьников может побуждаться познавательными, соци­альными, материальными мотивами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: