double arrow

Деятельностный подход в психологии

В психологии категория деятельности рассматривается в двух функциях: в качествеобъяснительного принципа и в качестве предмета исследования.

Анализ первой функции был начат работами Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна; в дальнейшем он был продолжен А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, В.В.Давыдовым и другими. В этом аспекте изучалась связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной практикой людей. В результате в сис­тему психологических знаний были введены такие понятия, как “совместная (коллективная) деятельность” и “индивидуальная деятельность”. Выделение таких характеристик деятельности, как преобразующая, целенаправленная, чувственно-предметная и духовная, тоже результат изучения деятельности в ее первом значении.

Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета (вторая функция) также было начато Л.С.Выготским и С.Л.Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А.Н.Леонтьевым и его последователями. Именно А.Н.Леонтьев заложил основы так называемогодеятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходи­мого его момента возникает психическое “вообще”. Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и жи­вотным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизне­деятельность.

А.Н.Леонтьев исходил из различениявнешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность — это чувственно-пред­метная, материальная деятельность. Внутренняя— это деятель­ность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.




Согласно взглядам А.Н.Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной дея­тельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психо­логии термином“интериоризация”.

При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Существует и обратный переход — от внутренней деятельно­сти к внешней. Такой переход обозначается термином“экстериоризация”. Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану — примеры эксте-риоризации.



А.Н.Леонтьев и его последователи полагали, что категорию деятельности можно положить в основание всей психологии. Уточним: не категорию практики, а именно деятельности, ис­ходной формой которой мыслилось материально-предметное преобразование или производство. Об этом свидетельствует на­звание последнего труда А.Н.Леонтьева: “Деятельность. Созна­ние. Личность”.

Категория деятельности, деятельностный подход в психоло­гии были реализованы преимущественно при разработке про­блем возрастной и педагогической психологии. Известны много­кратные попытки решить на основании деятельностного подхода проблемы общего психического развития.

Однако необходимо отметить неправомерность выделения предметной деятельности в качестве единственного основания и источника развития человеческой субъективности. Многочислен­ные данные раннего онтогенеза показывают, чтостановление субъективности начинается вовсе не с предметных оснований как таковых. Более того, это становление вообще не может идти по какому-либо одному основанию, будь то сознание, общение или деятельность, — в их разделенности.






Сейчас читают про: