В сфере сервиса. 1. Зарубежный опыт обеспечения конкуренции

1. Зарубежный опыт обеспечения конкуренции.

2. Виды свободных зон предпринимательства.

3. Возможности использования свободных экономических зон в России.

Эффективно развивающаяся рыночная экономика основывается на свободном предпринимательстве. Ни одна рыночная экономика не обходится без государственного вмешательства. Однако вопрос состоит в том, какими методами осуществляется это регулирование, какие сферы оно затрагивает.

Чрезвычайно актуальны задачи тщательного анализа зарубежного опыта в области антимонопольного регулирования, анализа его формирования, проработки особенностей, выявления возможностей применения в России.

После Второй мировой войны ориентация на использование антимонопольного законодательства получила развитие в странах общего рынка. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было сформировано в 1957 году с целью создания союза европейских государств на базе принципов общего рынка, в том числе и с учетом необходимости его скоординированного антимонопольного регулирования. В Римском договоре о создании ЕЭС были сформулированы базовые нормы общеевропейской антимонопольной доктрины и механизм реализации конкурентной политики на европейском уровне. Так, в статье 3 Римского договора определены характеристики общего рынка и, в том числе, ликвидация торговых барьеров между странами-членами и создание конкурентной политики для гарантии отсутствия препятствий развитию торговли.

Инструментами проведения в жизнь конкурентной политики ЕЭС установлены статьями 85-94 Римского договора и Закона Совета ЕЭС «По контролю над концентрацией предпринимательской деятельности» (так называемый закон «О слияниях»). Они регулируют деятельность в деловой среде и деятельность государств-членов ЕЭС, которая может вызвать изменения в условиях конкуренции.

В Великобритании Комиссия по монополиям и слияниям должна в обязательном порядке рассматривать все случаи слияний и поглощений, если в итоге: - под контроль хозяйствующего лица подпадает 25% товарного рынка или более,

- создается локальная монополия,

- возникает ограничение, либо пресечение конкуренции на товарных рынках.

В Германии приобретение 50% акционерного капитала или более подлежит обязательному предварительному согласованию с Федеральной картельной службой. Кроме того, Федеральная картельная служба имеет полное право запретить сделки по слияниям и поглощениям, если в результате возникает или усиливается доминирующее положение хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

В Японии антимонопольное регулирование имеет следующие особенности. С предварительного согласия антимонопольных органов Японии осуществляются:

- создание совместно управляемого предприятия,

- наследование всего предприятия, либо его части,

- получение в аренду всего предприятия, либо его части,

- назначение на управление всем предприятием или важной его частью.

Кроме того, в Японии, ни при каких обстоятельствах, не допускается осуществление сделки или реорганизация предприятия, при которой результатом будет существенное ограничение конкуренции. Компания в Японии, ни при каких условиях, не имеет право контролировать более 25% товарного рынка, либо занять в результате слияния (поглощения) первое место в отрасли по объему выпуска продукции, оказания услуг.

Использование зарубежного опыта антимонопольного регулирования представляет интерес для современной экономики России, идущей по пути рыночных отношений.

Свободные зоны предпринимательства – области высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма.

Можно выделить такие типы зон:

- таможенные зоны,

- беспошлинные торговые зоны,

- зоны свободной торговли,

- таможенные свободные зоны,

- внешнеторговые зоны,

- беспошлинные экспортно-производственные зоны,

- свободные экспортные зоны,

- свободные экспортно-производственные зоны,

- экспортно-производственные зоны,

- свободные экономические зоны,

- свободные производственные зоны,

- свободные промышленные зоны,

- промышленные экспортно-ориентированные зоны,

- предпринимательские зоны,

- зоны совместного предпринимательства,

- зоны технико-экономического развития,

- зоны развития новой и высокой технологии,

- научно-промышленные парки,

- оффшорные центры,

- свободные банковские зоны,

- эколого-экономические регионы,

- открытые районы,

- туристические центры.

Несмотря на организационно-функциональные различия, свободные экономические зоны обладают рядом общих признаков, позволяющих сформулировать следующее определение: это часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

Классификацию СЭЗ можно осуществить по четырем основным критериям:

- по характеру деятельности или по функциональному предназначению,

- по степени интегрирования в мировую или национальную экономику,

- по отраслевому признаку,

- по характеру собственности.

В зависимости от цели и задач СЭЗ в России можно разделить на следующие основные типы:

- комплексные зоны производственного характера,

- внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе экспортного производства и транзитные),

- функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.)

Эти типы зон могут охарактеризованы следующими основными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

К комплексным зонам могут быть отнесены СЭЗ в Находке, Калининградской области, в Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: