double arrow

В сфере сервиса

1. Виды конкуренции в сфере сервиса.

2. Движущие силы конкуренции и конкурентные стратегии предприятия сервиса.

Конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению товарного предложения, его приспособления к меняющимся потребностям потребителей и постоянному внедрению на рынок новых, более совершенных товаров и услуг.

По аналогии с товарным рынком конкуренция в сфере услуг включает 3 вида: функциональную, видовую и маркетинговую конкуренцию.

Функциональная конкуренция является следствием того, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Например, потребность в получении образования может быть удовлетворена высшим учебным заведением, техникумом и колледжем, профессионально-техническим училищем и школой. Эти организации выступают на рынке услуг в качестве функциональных конкурентов и соперничают между собой в области привлечения большего числа потребителей.

Видовая конкуренция характеризует наличие услуг одного назначения и близких друг к другу по многим параметрам, но отличающихся каким-то существенным свойством или свойствами. Видовыми конкурентами являются, например, университеты, институты и отдельные факультеты, готовящие специалистов одного профиля. Признаками, позволяющими рассматривать эти организации как конкурентов, могут быть различия в программах и методиках обучения, в обеспеченности высококвалифицированными преподавателями, учебным оборудованием, услугами библиотек и т.п.

Маркетинговая конкуренция, называемая иногда межфирменной или предметной, возникает в случае малосущественных отличий между услугами, представленными различными предприятиями сферы сервиса, или при полной идентичности услуг. Обращаясь к сфере образования, можно заметить проявление маркетинговой конкуренции между аналогичными вузами, расположенными в разных городах, или специализированными курсами, использующими идентичные программы, методы обучения, оборудование и привлекающими специалистов одной квалификации.

Конкуренция между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно эта составляющая является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые положительные результаты – постоянное совершенствование существующих и появление новых, более эффективных товаров, услуг, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, вымывание неэффективных товаропроизводителей и производств, а, конечном счете, динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности.

Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления.

Конкурентные стратегии являются планом достижения рыночного успеха. Стратегия предприятия должна быть основой завоевания лучших рыночных позиций, получения выгод от конкурентного преимущества, достижения преимуществ над соперником по рынку.

Наиболее часто встречающиеся стратегии достижения конкурентных преимуществ, следующие.

  1. Лидерство в издержках (себестоимости) основывается на использовании опыта и установлении эффективной структуры затрат. Предприятие ориентируется на существенную долю рынка и производит товары в большом количестве. Массовое производство способствует снижению издержек и дает возможность продавать товар по более низким ценам, что дает привлекать дополнительные сегменты потребителей, ориентирующихся на уровень цен. Такой подход позволяет предприятию за счет роста объема продаж увеличить свою прибыльность по сравнению с конкурентами.
  2. Дифференциация производства означает, что предприятие стремится к уникальности, исключительности, эксклюзивности в аспектах, важных для потребителей и клиентуры (надежность, доступность, удобство пользования, дизайн и др.). Дифференциация означает приспособление к нуждам определенных групп, сегментов потребителей. Параметры дифференциации специфичны для каждой отрасли и могут касаться самих товаров и услуг, способов продажи, транспортировки, сервиса, маркетинга и др.
  3. Диверсификация производства – одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых товаров и услуг на одном предприятии. Диверсификация производства расширяет рыночную активность предприятия, финансовые ресурсы использует на развитие основного бизнеса, освоение новых видов товаров и услуг, создание новых производств.
  4. Стратегия первопроходца основывается на том, предприятие, предприниматель являются первыми в данном бизнесе, на данной территории, на данном рынке. Созданию новых рынков способствуют разработка и практическая реализация новых технологий, использование существующих или модернизированных технологий в новых условиях, изменение потребностей клиентов, проблем окружающей среды, появление новых возможностей и инструментов для размещения денег и управления рисками.
  5. Стратегия фокусирования. Она состоит в сосредоточении усилий не на группе сегментов, а на каком-либо аспекте деятельности, например, на определенном виде товаров или услуг, отдельном регионе, чтобы выбрать перспективный, привлекательный сегмент отраслевого рынка и с помощью этой стратегии обслуживать этот сегмент лучше и эффективнее, чем конкуренты.

Существует два варианта реализации стратегии фокусирования:

- предприятие пытается в пределах выбранного сегмента достичь преимуществ в снижении издержек;

- предприятие усиливает дифференциацию товаров и услуг, пытаясь таким образом выделиться среди предприятий-конкурентов и привлечь к себе внимание потребителей. Выбор объекта фокусирования зависит от характера реализуемых товаров и услуг и типа рынка.

6. Стратегия синергизма характеризует ситуацию в деловой практике, когда

Совокупный результат превосходит сумму отдельных эффектов, другими слова

вами, когда 2+2>4. Эффект синергизма необходимо учитывать при выборе на-

правления хозяйственной деятельности, при планировании организации произ-

водства в условиях рынка. Если конкурентное преимущество синергизма сра-

батывает, то им необходимо пользоваться в конкурентной борьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: