преднамеренное подражание старым обрядам, старинным народным формам, манерам, обычаям.
. Язык, песня, танец, ритуал, обряд, миф, культ несут печать игры-досуга, досуга-игры, отражают ход изобретательности мысли, действия, их творческих начал. Рождение ребенка до сих пор сопровождается церемониалами выстрелов из ружей, оповещающих о появлении на свет мальчиков, украшения деревьев игрушками, цветами — о появлении девочек.
.Истоки архаических обрядов установить нелегко. Они зачастую присутствуют в праздниках как их составная часть. К примеру, новогодние обряды: костюмирование, наряжение елки, открытие елки, преподнесение или разыгрывание подарков из-под елки или с веток елКи, игровые хороводы, колядование, песни вокруг елки. День Ивана Купалы: поиск цветущего папоротника, хороводы у костров, купание и обливание водой. Праздник Рождества Христова с гаданиями, игрищами на улице. Существуют архаичные обряды свадеб, в которых участвуют дети. Архаичные обряды помогают сохранить потерянное, сократить эмоциональную дистанцию между прошлым и настоящим.
|
|
"Главное назначение... культуры фактически сводится к тому, чтобы не допускать перемен.
. Современные дисковечера молодежи заимствовали хоровые обряды, хотя и в новой аранжировке. В этом ценность связи архаики и современности.
2. Утилитарные обряды (прикладные).
Досуг детей, особенно их игры как бы ни были надутилитарны, конечно же, смыкаются с реальной жизнью. Но не просто ее продолжают, а как бы переводят своим образным языком, ритуалами на язык детей, на их осознание действительности в синтезе яви и творческого вымысла
Функции утилитарных обрядов предстают в опыте ребенка как закрепленные в традиционной (архаической или классической) культуре способы самореализации и взаимосвязи личностных интересов и потребностей в досуговой деятельности. Например, на всех территориях страны, где действуют общеобразовательные школы, в июне месяце проходят церемонии актов официального выпуска школьников в жизнь (обряд районного или городского митинга, прощального бала, акта напутствия и т.п.).
В этих обрядах сталкиваются традиционно-духовное и утилитарное..
Утилитарно-игровые обряды можно подразделить на:
1) обряды, расширяющие знания о жизни (викторины, олимпиады, познавательные состязания, конкурсы веселых и находчивых, "Что? Где? Когда?" и им подобные);
2) обряды, включающие ребенка в систему разнообразных со
циальных ролей и отношений (встречи и проводы гостей, чест
вования победителей, ролевые игры и др.);
3) обряды, предоставляющие пространство для самореабилитации, самопроверки и самовыражения (командные игры, театрализации и драматизации, игровые импровизации, танцы и
др.).
|
|
Но во всех утилитарных обрядах (профессиональных, трудовых, ритуальных и т. п.) самоценны игровые ощущения, игровое поведение, игровая символика, т.е. не просто осмысление
различной деятельности, а ее переживание.
Ритуалы. "Ритуал (от лат. — "обрядовый") –
1) совокупность и установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта;
2) выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал"26.
"Ритуал — установленный порядок совершения каких-нибудь действий. Торжественный ритуал награждения. Свадебный ритуал"27.
Ритуал —"... вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т.ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений.
Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания.
В современном обществе сохраняется главным образом в области Церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т.п.) 25.
Каждый ритуал складывается из простейших общественных процедур, т.е. принятых и проведенных в установленном (или спонтанном) порядке необходимых действий. Процедуры обеспечивают развитие ритуала.. Процедура (от лат. — "продвигаюсь") — установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела, действий. Ритуал в досуговой деятельности обычно красочная процедура, включающая в себя игровые компоненты.
Церемониал, по данным вышеназванных словарей, это официально принятый распорядок церемонии (торжественного приема, шествия и т.п.)26
. Церемония (от лат. — "благоговение", "культовый обряд"):
1) ''установленный торжественный порядок совершения чего-либо; 2)~ — внешние условности, принужденность в поведении, жеманство30.
Энциклопедический словарь между понятием "церемониал" и "церемония" ставит знак тождества. В Малом толковом словаре русского языка нет церемониала, но есть церемония, которая рассматривается примерно так же: "Церемония — 1) установленный порядок совершения какого-нибудь обряда, акта, торжества и самый такой обряд, акт, торжество... 2) принужденность, стеснение в поступках, обращении,..
. Значит, церемониал — тот же торжественный обряд, акт, торжество, отвечающие традициям и требованиям этикета, принятого порядка.
Для нас важен главный смысл ритуала (церемониала); отражение исторически сложившихся форм символического поведения, отражение социальных и культурных ценностей. Ритуал — часть обряда, включащая в себя разнообразные знаки, символы, сигналы, атрибуты социальной и досуговой практики детей. Он, как и обряд (обычай), процедурен и часто содержит в себе игровые смыслы. Истинный ритуал имеет ряд критериев. Назовем некоторые из них:
1-й. Критерий информативной значимости, т.е. данных, связанных с человеческим опытом, с досуговыми традициями
Люди выносят хлеб-соль навстречу гостям или молодоженам, свидетельствуя этим свое хлебосольное отношение к ним. Дети вручают гостям цветы, выражая тем самым им уважение. Люди, здороваясь, протягивают открытую ладонь, демонстрируя отсутствие оружия, значит, мирные намерения.
2-й. Критерий устоявшихся нравственных ценностей. За народными ритуалами стоят общечеловеческие ценности — доброта, уважение, милосердие и т.д. Эту ценность совсем не обязательно объяснять, ритуал доказывает ее своими процедурами. В новую квартиру первыми пускают кошку или щенка, дабы живой дух вошел в жилище с "меньшими братьями". На праздник дарят цветы как отражение красоты земли, красоты отношения. В день рождения или праздничный день дарят друг другу подарки.
|
|
3-й.' Критерий целесообразности — это психологический критерий.Процедуры ритуала должны, во-первых, соответствовать поставленной цели, во-вторых, быть вполне разумными и практически полезными. Перед хоккейным или иным спортивным состязанием команды обмениваются вымпелами и приветствиями, и это акт уважения к спортивному противнику, а после встречи обмениваются спортивными майками, и это акт "разрядки", окончания условного ристалища.
4-й. Критерий свобод ы. Ритуал выполняется органично, когда нет принуждения, когда традиция автоматически подчеркивает его необходимость в том или ином деле. Ритуализации подвержены многие явления школьной практики, культуры в целом, детского досуга в частности.
. Ритуалы отмирают, меняются в связи со сменой или реформой тех или иных социальных явлений жизни людей.
Уходят, к примеру, ритуалы школьных "перекличек" накануне учебного года, школьных дисциплинарных линеек, на которых еженедельно разбирали нерадивых. Меняется церемония "первого звонка".
Однако есть ритуалы, которые сохранились до сих пор, так как хранят и передают долговременные ценности народа, нации, общества, детского сообщества.
-Это воинские ритуалы присяги, отдавания чести, ношения воинской формы и подражание этим ритуала в играх детей, в частности в установлении поста № 1 у памятников воинской славы, вечного огня, памятных мемориалов, в выносе гирлянды или венка славы и др.
-Это христианские ритуалы, уходящие корнями в тысячелетнюю религию народа, исполняемые в дни религиозных или природных праздников.
-Это ритуалы истинно народных празднеств, массовых гуляний, состязаний, природных праздников, таких как Рождество, Новый год, Масленица, Крещение (колядование, гадание и т.д.).
|
|
-Это современные ритуалы типовых школьных праздников: Дня знаний, Дня книги, Дня театра, праздника Букваря, выпускного бала, праздника урожая, дня встречи с выпускниками, Дня учителя и т.п.
-Это спортивные ритуалы командных и одиночных соревнований, олимпиад, спартакиад (торжественное начало, вынос спортивного флага, зажжение огня соревнований, церемониал награждения, закрытия и т.п.).
-Это редкие ритуалы отдания чести Государственному флагу, Гимну, ритуалы встречи именитых гостей, вручения символов, ритуалы открытия выставок, новых зданий и т.п.
-Это ритуалы, связанные с началом некоторых народных игр и досугов, делением на команды, группы, выбором водящего, ведущего, голящего, разрешением игровых споров (жеребьевка, выбор поля состязания, право начала состязания и др.).
-Это ритуалы школьных линеек, митингов, манифестаций, праздничных костров возвышенного типа.
-Это ритуалы, связанные со специфической досуговои деятельностью: открытие и проведение туристических слетов; проведение морских и речных праздников, фестивалей искусств; фестивалей технического творчества, осенних балов, дней именинников (близнецов, тезок), карнавалов и т.п.
-Это новые ритуалы, связанные с созданием или обновлением деятельности детских общественных, религиозных, пионерских, скаутских, милосердных и иных организаций, ассоциаций, объединений и клубов.
Ритуалы и церемониалы, практикуемые в настоящее время должны отвечать следующим критериям:
-опираться на прошлый и настоящий опыт; соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям детей (национальным, местным традициям);
-содержать драматургию, импонирующую модным и утилитарным притязаниям детей;
-иметь простор для свободной импровизации и содержат разумные правила, не ущемляющие достоинство детей; содержат игровые начала, игровые сюжеты и роли, игровые аксессуары.
Досуг — явление очень сложное, многомерное и противоречивое. Со времен античности он выступает во всех обществах двойственным явлением, как индивидуальный мир субъекта и мир социальных систем, подсистем, в контексте деятельности которых индивид проявляет себя по-разному, играя противоречивые роли.
В собственно социально-педагогическом значении досуг, его игровые модели, их образы, сигналы, знаки, символы, обряды, ритуалы проявляются активно лишь тогда, когда ориентированы на перспективы культуры, на свободные формы жизнедеятельности учащихся и проектируются непосредственно на личность.
ЛЕКЦИЯ VI
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕТСКИХ ИГР
§ 1. Психолого-педагогические условия организации детских игр
Оправдано ли вмешательство в детскую игру? Правомерно ли говорить об организации, тем более руководстве, регуляции или даже управлении детскими играми? Возможно ли заранее предугадать результаты детской игры? Имеет ли право взрослый вмешиваться в игры детей? На любой из этих вопросов можно ответить "нет", можно - "да".
СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА Игра теряет свою специфику как форму детской самодеятельности и превращается в типичные, хотя в чем-то и свое образные, занятия, если воспитатель, злоупотребляя дидактическими задачами, переносит методы дидактики в ткань иг ры, регламентируя, детей на каждом этапе их игрового действия, нарушает партнерство, заранее распределяет роли, ак тивно вмешивается в игровой процесс и т.п.
Организатор игры — воспитатель, способный регулировать игровые процессы, выходит на реальный опыт индивидуальных или коллективных переживаний, на врожденный демократизм детей, на их способность или неспособность проявления организаторских данных, личную инициативу, умение сдерживать свои эгоистические порывы, уступать партнерам по игре, на самообладание, солидарность, ответственность за свои действия и действия товарищей и т.д. и т.п.
Значит, руководство игрой прежде всего есть управление отношением детей к действительности.
Если игра — средство "для управления развитием детей", ВЫДЕЛИМ РОЛЬ, ПОЗИЦИИ И СТАТУС ВЗРОСЛОГО В ЭТОМ РАЗВИТИИИ
Единой универсальной роли взрослого в игре не существует хотя бы потому, что дети не каждого взрослого пускают в свои игры.
Позволим себе вычленить несколько типовых ролей и позиций.
С точки зрения оценки игры как таковой взрослые способны занимать следующие позиции:
рестриктивную, которая вытекает из консервативно-охранительной установки "как бы чего не вышло", из желания оградить себя и детей от нежелательных последствий непредсказуемости игр и стремления взрослых сохранить власть над детьми;
пермиссивную позицию, которая вытекает из ложных представлений о свободах ребенка, из стремления жить с детьми бесконфликтно, подкупить их или откупиться от них;
позицию пассивного нейтралитета, которая вызывается индифферентным отношением к детям и пониманием игры как "второстепенного" явления их жизни;
позицию "разумной середины ", означающую поиск оптимума участия взрослого в игре;
позицию активного участия в игре взрослого в разных ролях.
Такие роли могут иметь следующие назначения: прямой руководитель и организатор игры (лидер). Выше мы рассматривали понятие "ведущий" игру. Прямой руководитель может быть ведущим игру, если его в этой роли принимают дети.
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ТОТ СПОСОБ ПОВЕДЕНИЯ КОТОРЫЙ ВЫБИРАЕТ РЕБЕНОК
1. Обособление. Играющий ребенок уходит от связей с партнерами по игре. Он осознанно уклоняется от соприкосновения со
всеми остальными, ибо чувствует удовлетворенность от самостоятельного положения в игре. Такой "обособленный" существует
как бы сам по себе, вне общения с партнерами. Здесь возможны
сильные самоуглубления в игру или ярко выраженный индивидуализм.
2. Компромисс. Ребенок, чтобы укрепить свои позиции и авторитет в игре, прибегает к компромиссу путем уступок. Такая
дипломатия" необходима детям ради сохранения процесса игры, ради сохранения условий для того, чтобы испытать удовольствие в той или иной игре.
3. Уступки. Дети отказываются от противодействия в игре,
сознательно уклоняются от конфликтов, принимают компромиссные решения в играх ради права участия в них, общения со
сверстниками. Они уступают лидерам, более сильным и активным партнерам, не испытывая дискомфорта. Игровые переживания выше компромисса уступок.
4. Отключение. Ребенок, прерывая игровое действие, отключается от игры. Временно или надолго. Отключением дети
регулируют свое состояние и поведение в игре: эмоциональную
или физическую перегрузку, усталость, напряжение или пере
напряжение, конфликтность. Такой способ поведения закономе
рен и естествен.
5. Изоляция. Есть дети, которых в силу различных, "странных"'или негативных черт их характера сверстники
воспринимают плохо, конфликтно. Их с трудом берут или вообще не принимают в игру. Их положение в компании сотоварищей сложное, часто изоляционное или даже бойкотное.
Изоляция может спонтанно возникнуть в процессе игры, так как игра
всегда обнажает сущность каждого игрока. В игре могут сложиться такие условия и ситуации, когда не вписавшиеся в игру
дети, обладающие субъективными качествами деструктора, отрицательного лидера, яркого индивидуалиста-эгоиста, отвлекают ресурсы игры на себя, на свое самовыражение и консервацию своих взглядов, вкусов, интересов вопреки остальным
участникам игры.
6. Завершение игры. Впечатление у детей от игры зависит от ее окончания. Администрирование, пресечение, окрик в играх недопустимы. Дети надолго отходят от игры
Напоминаем: ведущий — это тот, кто ведет игру, значит, разъясняет ее правила, распределяет (или участвует) роли, готовит все, что необходимо для игры, и т.д.;
один из руководителей игры, отвечающий за какую-то ее часть или выполняющий одну из ведущих ролей;
косвенный руководитель игры через помощников (взрослых или детей);
включенная роль (консультант, эксперт);
оценочная роль (арбитр, судья, член жюри);
нейтральная роль (наблюдатель со стороны, не вмешивающийся в игру);
исследовательская роль (экспериментатор, диагностик)..
Главный статус любого взрослого в детской игре — партнер, значит, прямой или косвенный участник по отношению к играющим — взаимодействие воспитателей и воспитанников, выводит на истинное сотрудничество, на "субъект-субъектные" способы взаимодействия, на партнерство.
Взрослый — участник игры, если он ее использует целенаправленно, осуществляет методическое руководство ею. Это деятельность, регулирующая способы осуществления практической педагогической деятельности с целью обеспечения играющих ведущими идеями и достижениями теории, методики и практики. Организатор игры как методист определяет цели и задачи игры или игрового комплекса, уточняет пути и способы их решения, намечает этапы игры и порядок ее организации, критерии и показатели ее результативности, выявляет допускаемые методические ошибки, осуществляет методическую коррекцию"^.
Условия, способствующие эффективности руководства детскими играми.
1. Признание игры как ведущего вида деятельности детей, признание их субъектной позиции, которая проявляется в признании права выбора игры, роли, сюжета, атрибутов и т.д.
2. Педагог должен занять позицию партнера по игре
3.. Дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры. Любая игра опирается на предшествующий опыт ребенка.
4. Учет индивидуальных особенностей ребенка и группы детей в целом, то есть индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подход.
5. Опора на личный опыт ребенка или группы детей. Так как игра детерменирована окружающей действительностью.
6.. Конструктивный подход в организации игр, например в подборе партнеров в игре, распределении ролей (активные-неактивные) исходить из важности развития каждого ребенка в игре, а не разыгрывать показательные игры или проявлять избирательность в организации игры (любимчики НЕ путать с индивидуальным подходом)
7. правильно руководить соревновательными мотивами в игре. Не культивировать дух соперничества, а развивать уважение к партнеру по игре
8. Выделение в педагогическом процессе достаточного времени на детскую игруправильный выбор времени для игры
9. Игра не должна насильственно вытесняться другими видами деятельности или сама вытеснять их все должно исходить из интересов детей и целесообразности
11., Наличие элементов юмора в игре — средство преодоления напускного скептицизма особенно начинающих педагогов. Юмор — силь'нейшее педагогическое средство.
12. Целенаправленное, рациональное и оптимальное создание предметно-игровой среды и предметно-игрового