Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому

Сошлемся на еще недавний опыт Всероссийского лагеря "Ор­ленок", придумавшего за 30 лет целую систему особых тради­ций, создавших неповторимый колорит этой детской здравницы. К ним можно отнести "непостаревшие" традиции первого "огонька" знакомств, сюрпризного концерта вожатых, специфи­ческих праздников дружин. У дружины "Солнечная" это пра­здник "рыжего солнца", в "Звездной" дружине — "Русские иг­рища", в "Стремительной" — "Поэма лета", в "Морской" — "Са­лют, море!" и т.п. В каясдой дружине "Орленка" немало иных красочных традиций, например создание и обогащение неповто­римых дружинных музеев: "Подвиг", "Пограничная слава", "Природа Кавказа", "Игры и игрушки" и т.п. Можно вспомнить и "мелкие" традиции: ритуал линейки в дружине "Солнечная", приуроченный к точным минутам заката солнца, "орлятский круг" — прощание перед отъездом с исполнением любимых пе­сен, обмен сувенирами, сделанными руками ребят, и др.

В досуг вошли компьютерные игры, новые виды спорта, но не уходят из практики примитивные азартные забавы, часто унижающие их достоинство, — иг­ры на деньги ("чика", "пристенок", "очко"), игры с физически­ми наказаниями ("чугунная спина",.).

Статичность досуга позволяет хранить приметы истории об­щества в лексике (считалки, говорилки, страшилки, зачинки и т. д.), в названиях игровых ролей (царь, сыщик, разбойник, па­лач), в названиях забав ("флирт", "картузы", "бирюльки", "се-мечник", "завалинка").

Связанные с социально-психологической сферой и культурой людей, традиции отражают все составляю­щие народности и национальности людей и обычно регулируют отношения людей в их социумах.

К игровым традициям мы склонны отнести многие обряды, обы­чаи,ритуалы, церемонии досуговой практики людей, в том чис­ле детей.

Обряд, обычай.

Между обрядами, обычаями (свычаями) и детскими играми много тождественного, но есть и разница. Об­ряды и игры во многом надутилитарны, в них присутствуют правила-предписания (скрытые, обнаженные, косвенные), регу­лирующие поведение участников. Обычаи более традиционны, для них характерен стереотипный способ поведения участников, воспроизводящих привычные действия, общепринятый порядок, традиционно установленные правила общественного поведения.

Обряд можно понимать как образный ряд (об-ряд) рационально-иррацаональных действий. Обычай — то, что обычно (быт-быть-бытие), ло сути обыденно, но необычно по форме.

Игры обрядового характера находят свое отражение в весьма сильно "выветрившихся" обычаях семика, Купалы, в святочных представлениях, в хороводных играх. Скажем, обычай искать в ночь на Ивана Купалу цветущий папоротник, который обозначг ет либо место зарытого клада, либо знак одарения того, кто цвет увидит, необыкновенной любовью и здоровьем. День этот — день летнего солнцеворота, самый длинный день в году с са­мой короткой ночью. По древнему поверью, в этот день утром роса на лугах содержит особую силу цветущих трав и потому имеет очистительное и целебное свойство. Поэтому утром следо­вало купаться в росе, в реках, вечером зажигать купальские костры от трения дерева о дерево, так как такой огонь "живой", он символизировал могущественное солнце, плодородие ЗЕМЛИ

"Обряд — это персонифицированный, лич­ностный праздник. Праздничная ситуация, рождающая обряд, всегда вызвана событием личного характера, касается в первую очередь конкретной личности, а через нее и общества в це­лом "22.

Обряды, в том числе существующие в опыте детского досуга, отражают тенденции надутилитарности традиционной культуры. Очень точно смысл обряда и всех входящих в него иных поня­тий отражают, к примеру, русские свадьбы, которые не прово­дят, а играют (играть свадьбу).

Потому обряды, с одной сторо­ны, — это некое театрализованное действо со сложившимся за долгое историческое время "сценарием", который включает и приметы современного быта. Но, с другой стороны, обрядовые "сценарии" не имеют завершенного вида, они строго не замкну­ты и обязывают, воодушевляют, призывают к игровой творчес­кой импровизации.

Рефлексировать в' си­туациях обрядов как бы не принято. Можно сослаться на два "крайних" обряда — обряд похорон и опять же обряд свадьбы. К примеру, обряд поминовения умершего происходит на третий, девятый, сороковой дни и через год, считая и сам день кончи-ныТ"Каждый из названных дней хранит свои традиции, свои церковные сигналы: поминовение на третий день совершается в честь трехдневнего Воскресения Иисуса Христа и во образ Свя­той Троицы; обряд на девятый день связан с отданием чести де­вяти чинов ангельских, которые ходатайствуют как слуги Царя Небесного о помиловании представившегося; отрезок в сорок дней необходим, чтобы душа усопшего взошла на святую гору небесного Синая; годовщина смерти человека есть день рожде­ния для новой, вечной жизни. Установленный в России День па­мяти усопших — возрождение традиции связи поколений, памя­ти родных, символизирования бессмертия души и святости че­ловеческой памяти.

Свадебные; старые и новые обряды: помолвка, встреча моло­дых в доме нопосты, свадебный поезд, свадебная летопись, сва­дебные игры, подарки и т.п. — соответствуЕт традициям чело­веческого опыта. Эти и иные обряды воспринимаются людьми как данность, как нерасчлененность опыта прошлого и настоя­щего.

Можно предположить даже о существовании обрядового сознания людей. Из поколения в поколение передаются такие обряды, как вручение хлеба-соли, проведение траурной минуты молчания, проявление уважения к умершему вставанием, встре­ча родителями молодых после загса и т. п., имевшие когда-то магические, коммуникативные, суеверные и даже утилитарные функции.

Обряды подвергались гонениям, их считали неумест­ными в новой, светской, тем более советской, идеологизирован­ной действительности, но они все равно воспринимались и восп­ринимаются "фантазией во плоти", необходимой и целесообраз­ной традицией.

Обряды — чувственная сторона человеческого досуга. Их количество и разнообразие свидетельствуют о свободе и гармонии жизни людей. Будучи когда-то частью культуры ре­лигии, они постепенно распространялись на труд, быт и досуг, украшая последние красками значительной чувственности, эмо­циональности и фантазией преображения действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: