возраст | особенности | условия | приемы | Роль взрослого |
младший | 1 постройка в горизонтальном плане, 2 процессуальность постройки (ломает, строит снова), 3 часто строительство опережает замысел (не знает, что строит), 4 постройки рядом. | 1 не очень мелкий строительный материал, 2 напольный материал из пластмассы, дерева, 3 игрушки для обыгрывания. | 1 по образцу, 2 рассматривание постройки воспитателя, 3 показ способов возведения постройки, 4 напоминания, 5 подсказ замысла, 6 привлекает внимание к постройкам других детей, 7 показ способа распределения обязанностей. | 1 принимает не- посредственное участие. 2 основная задача - перевести индивидуальны постройки в групповые, 3 помогает объединять постройки сюжетом. |
Сред | 1 дети выполняют симметрич- ные постройки, 2 интерес к украшению построек. | + материал для укра- шения по- стройки (бумага. клей, кар- тон). | 1 обыгрывание построек воспитателя, 2 по условия, 3 завершить незаконченный образец. | нужно перевести С.-К.И. в С.-Р.И 2 приёмы с занятия переносятся в игру. Педагог продолжает быть участником игры |
старший | 1 в вертикальном плане, 2 предвари- тельное планирование (цель общая, функции разные), 3 менее громоздкие, похожи на реальные, 4 связь игры и труда -для других | + конст- руктор. много до- полнитель- ного мате- риала. | 1 совет, напоминание, 2 беседы до начала, рассматривание иллюстраций. 3 частичный показ(1/3), • 4 анализ детских построек: • организация, • самостоятельность, • показать способ взаимоотношений и проявления творчества. | Практически не участвует - только при внесении нового материала; в конфликтных ситуациях. |
РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
|
|
младший | средний | старший | |
Сюжет | В основе лежит непосредственный опыт (цепочка знакомых действий).количество персонажей ограничено 1-3. отношения между ними определяются по ходу игры. Предметы заместители используются только для неодушевленных предметов | Опосредованный опыт (от других детей) сюжеты более сложные и многообразные 3-5 игрушек Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники. иногда планируется взаимодействие В сюжеты вплетаются личные воспоминания, переживания при неправильном руководстве появляются игровые шаблоны появляется совместная режиссерская игра | Комбинируют знания из разных источников в процессе передачи образа Сюжеты сложные иногда игра длится несколько дней Количество игрушек не ограничено Предметы заместители для одушевленных и неодушевленных Возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают игрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника большая игрушечная собака может стать медведем, а маленькая — зайчонком, кусок серой ткани — волком и т. д. |
Действия роль | За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения (собачка только собачка). Роль определяет сюжетные события. Если есть сюжетная игрушка, но нет опыта или знаний сюжет не развивается (игрушка-космонавт) либо отказ от игры либо несюжетная манипуляция Одно и тоже действие с несколькими игрушками Ассоциативный характер роли (тарелка только кушать) | С одной игрушкой несколько ролевых действий Появляются главные и второстепенные роли Увеличивается количество действий . Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде. Например, ребенок везет зайчика на игрушечной машине, и эти действия у него ассоциируются со строчками из знакомого стихотворения: «Зайчики в трамвайчике, жаба на метле», и далее: «Наш мальчик, наш зайчик попал под трамвай чик». Результатом является проигрывание истории про доктора Айболита, который лечит зайчика. | Разнообразные игровые действия. Наряду с обычными игрушками много предметов заместителей Вместо бегемота – диванная подушка Кубики, фишки |
Ролевая речь | описательно-повествовательная речь Ребенок называет свои действия, действия игрушек, нередко дает им оценку: «Ж-ж-ж! Самолет летит над полянкой и видит — Даша ягодки собирает... Он приземляться начал — трр-р-р-бу-бу-бу. Сел около Даши, и она его ягодками покормила». Характерно проговаривание происходящих в игре событий, и большое количество звукоподражаний. Ролевая речь встречается в этом возрасте значительно реже. | Появляются диалоги и отдельные оценочные суждения фу ты какая Игра постоянно сопровождается речью. Каждую роль ребенок ведет голосом, характерным для его героя: за зайчика говорит тоненьким голоском, за волка — грубым и сердитым. Оценочные высказывания входят в описательную речь и выражают отношение к происходящим в игре событиям, нередко мотивируя их. «Волк злой, плохой! | Эмоциональные диалоги. Яркие оценочные суждения У мальчиков речь становится более свернутой |
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
|
|
Дидактические игры в детском саду
1 понятие и структура игры.
2 требования и значение.
3 виды.
4 руководство.