double arrow

Общая технологическая схема процесса управления в кризисной ситуации

Технологическая схема антикризисного управления состоит из восьми блоков. Они характеризуют возвратно-поступа­тельную последовательность различных операций и их групп при разработке и осуществлении управленческого решения и, таким образом, — оптимальный вариант выхода организации (предпри­ятия) из кризисной ситуации (предполагаемой или уже разразив­шейся).

Блок 1. На этом этапе антикризисного управления создается спе­циализированная рабочая группа. Она может состоять как из собст­венных кадров организации, так и из специалистов, приглашенных со стороны лишь на время возможной или реальной кризисной ситу­ации. Специалисты должны владеть такими знаниями, как теория кризисов, прогнозирование, конфликтология, разработка управлен­ческих решений, исследование систем управления, макроэкономика, микроэкономика и т. д.

Специалисты также должны обладать искусством решения про­блем в процессах антикризисного управления и практической методо­логией эффективного управления в условиях риска и неопределен­ности, иметь специальную подготовку в области управления, понимать и учитывать специфику работы предприятия в региональной и отрас­левой инфраструктуре, функциональную специфику управления финансами, персоналом, технологиями, информационными пото­ками и пр.

Группа может быть выделена в отдельную структурную единицу или иметь статус консультирующего органа при аппарате управ­ления организацией. Критериями отбора в корпус специалистов антикризисного управления являются специфика личности, опыт практической деятельности, характер образования и социально-психологическая направленность деятельности.

Блок 2. Это второй этап в технологической схеме антикризисного управления. Здесь предполагается проверка целесообразности и свое­временности проведения мероприятий по антикризисному управле­нию. При нецелесообразности происходит возвращение к исходной

Блок 3. На этом этапе проводится разработка управленческих решений антикризисного характера, которая осуществляется в спою очередь в несколько этапов. Основными из них являются сбор исходной информации о ситуации в организации, структурно-морфологический анализ ситуации, определение путей вывода организации из кризисной ситуации, определение необходимых ресурсом, проверка возможности достижения поставленных целей.

Блок 4. На четвертом этапе создается система реализации управленческих решений по выводу организации из кризисной ситуации. При этом группой специалистов, подготовившей эти решения, определяются их конкретные исполнители. Исполнитель должен рас­полагать необходимыми и достаточными ресурсами для выполнения антикризисного управленческого решения, а также по своей квалификации он должен соответствовать уровню и сложности постам ленных перед ним задач. В противном случае выполнение мероприятий антикризисного управления пойдет по иной схеме, отличной от запланированной, а может быть станет невозможным.

Блок 5. На этом этапе антикризисного управления осуществляется организация выполнения управленческих решений. Это конкретные организационно-практические мероприятия, реализация которых и четко определенной последовательности позволит достигнуть целей, поставленных в антикризисном управлении.

Блок 6. На следующем этапе необходимы оценка и анализ качества выполнения управленческих решений по показателям деятельности организации.

В случае, когда исполнение решения не привело к каким-либо изменениям (положительным или отрицательным), рассматривают причины, по которым не выполнены решения или получены резуль­таты, отличные от запланированных. После определения причин неудовлетворительного исполнения управленческого решения под­готавливают новое с учетом полученных результатов от уже прове­денных мероприятий антикризисного управления.

В случае если выполнение управленческого решения дало свои положительные результаты, т. е. в работе фирмы наметились тенден­ции к улучшению показателей хозяйственной деятельности, но не в том объеме, который необходим, то вносятся изменения в систему реализации управленческих решений.

Если качество выполнения управленческого решения удовлетво­ряет критериям эффективности, т. е. оно выполнено и получены необходимые результаты, в деятельности организации произошли изменения к лучшему, осуществляется переход к следующему этапу антикризисного управления.

Блок 7. Теперь проверяется целесообразность проведения даль­нейших работ по выводу организации из кризисной ситуации, ко­торая состоит в определении того, на какой стадии выполнения находится антикризисная программа.

Если специалистами дается заключение о выполнении антикри­зисной программы, а ситуация кризисного положения организации на рынке не изменилась, необходимо провести разработку меропри­ятий по изменению статуса организации, в частности возможны признание ее банкротом и проведение мероприятий, связанных с реализацией процедур признания банкротства.

В случае же, когда антикризисная программа выполнена, а внеш­няя ситуация положения организации изменилась, систему анти­кризисного управления адаптируют к изменившимся условиям на рынке. Для вывода организации из кризисной ситуации проводится подготовка дополнительных управленческих решений антикризис­ного характера.

Блок 8. На заключительном для данной технологической схемы этапе антикризисного управления разрабатываются мероприятия по прогнозированию будущих кризисных ситуаций. Прогнозирование является неотъемлемой частью технологии антикризисного управ­ления. Оно позволяет если не избежать кризисной ситуации, то подготовиться к ней и минимизировать ее последствия.

Важной является система контроля и раннего обнаружения при­знаков предстоящей кризисной ситуации. Укажем здесь лишь ос­новные ее моменты.

1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия пред­приятия может быть отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые организацией, и их предложе­ния. В этом смысле показательными являются всевозможные реор­ганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений, филиалов, дочерних фирм, их сли­яние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие измене­ния в его стратегии. Другим существенным признаком, также конт­ролируемым кредиторами, является изменение в структуре управле­ния и атмосфере, царящей в верхних уровнях управления. Крах организаций, фирм или предприятий, как правило, начинается с конфликтов в высшем руководстве.

2. Признаки грядущей кризисной ситуации включают также ха­рактер изменений финансовых показателей деятельности предпри­ятия, своевременность и качество представления финансовой отчет­ности и проведения аудиторских проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются:

• задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала. Во всяком случае и то и другое может говорить специалисту о неэффективности финансового управления;

• изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пас­сивов и активов и нарушения определенной их пропорци­ональности;

• увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возмож­ной неспособности предприятия выполнить свои обязательства по поставкам;

• увеличение задолженности предприятия поставщикам и кре­диторам;

• уменьшение доходов предприятия и падение его прибыль­ности, обесценение его акций, установление нереальных (вы­соких или низких) цен на свою продукцию и т. д.

Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение его коммерческой деятельности органами власти, отмена и изъятие лицензии и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: