Эволюция развития маркетинга

Производственная концепция построена на предположении о главенствующей роли отношений производство – потребитель. При этом производители предпочитают не тратиться на рекламу, полагая, что покупатель «придет к ним сам». Однако данная «формула успеха» эффективно «работает» только при определенных условиях ведения бизнеса: доминирующее положение продавца и возможность снижения цены.

Товарная концепция отводит доминирующую роль качеству товара: покупатель в первую очередь будет покупать более качественный, обладающий некоторой уникальностью по сравнению с аналогами, товар. В отличие от производственной концепции, товарная актуализирует вопросы формирования маркетинговой системы с целью изучения пожеланий «покупающей» стороны.

Последняя концепция данного этапа - стимулирование сбыта. Ее основу составляет положение о том, что именно грамотно организованный сбыт товара является залогом ее успеха.

На втором этапе эволюции маркетинговой концепции происходит становление и развитие традиционного маркетинга, который предполагает разработку стратегий одновременно по нескольким основным направлениям: рынок, потребитель, каналы сбыта.

В качестве одного из направлений дальнейшей эволюции маркетинговой концепции экономисты выделяют социально-этический маркетинг, который направлен на удовлетворение потребностей покупателей, но при условии соблюдения интересов общества.

В конце 80-х годов прошлого века активно начала внедряться новая маркетинговая концепция, определяемая как маркетинг взаимодействия. Согласно данной концепции «долгосрочные взаимоотношения между компаниями являются приоритетными» [20, с.19]. Считается, что именно отношения определяют успех деятельности компании.

Сегодня в литературе существует огромное количество определений маркетинга взаимоотношений. Так, М. Портер говорит, что маркетинг отношений – это процесс, в котором обе стороны – покупатель и продавец – организуют эффективные, комфортные, взаимовыгодные взаимоотношения для обеих сторон [20, с. 43]. Я.Х. Гордон определяет маркетинг партнерских отношений как «непрерывный процесс определения и создания новых ценностей совместно с индивидуальными покупателями, совместного получения и распределения выгоды от этой деятельности между участниками взаимодействия» [8, с.35]. Gronroos C. подчеркивает, что «маркетинг призван устанавливать, поддерживать и развивать взаимоотношения с потребителями и другими партнерами с целью достижения общих целей и извлечения общей прибыли» [8, с. 45].

Таким образом, очевидно, что маркетинг взаимоотношений актуализирует разработку вопросов, направленных на увеличение прибыли вследствие построения долгосрочных взаимоотношений с потребителями и иными участниками процесса «производства и товарообмена».

Особо отметим, что представленная выше классификация концепций маркетинга не является императивом для всех стран. Эволюция маркетинга в отдельно взятой стране происходит в силу особенностей развития и специфики рыночных отношений. Однако анализ мирового опыта эволюции маркетинга и развития рыночных отношений выявляет общую тенденцию развития маркетинга, которая акцентирует внимание в первую очередь на потребителя, его нужды и потребности, а также на долговременные отношения между покупателем и продавцом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: