Во времена плановой экономики в России при определении понятия «товар» в контексте теории К. Маркса, который утверждал, что товар – это продукт труда, производимый для обмена [3]. И с этим определением трудно не согласиться: товар производится для последующей продажи покупателю. По мнению К. Маркса товар обладает способностью, удовлетворять какую-либо человеческую потребность и обмениваться на другие товары (или на деньги).
Известный маркетолог Ф. Котлер понимает под товаром все то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления» [3].
Маркетологи также определяют товар как «это то, что люди покупают». Существуют и иные определения товара.
Товар – любая вещь, свободно участвующая в обмене и способная удовлетворить человеческие потребности, запросы и нужды, которая предоставляется на рынке для привлечения внимания, приобретения и потребления.
Товар – это всё, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужды или потребности.
|
|
В маркетинге используется трехуровневая концепция товара (рисунок 11).
Рисунок 11 – Три уровня товара [43]
1 уровень - основополагающий. Товар по замыслу (выгоды товара). На данном уровне необходимо дать ответ на вопрос: «Что в действительности будет приобретать покупатель?». Задача маркетолога на данном этапе состоит в выявлении скрытых за любым товаром нуждыи продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.
2 уровень. Товар в реальном исполнении. Товар на этом уровне обладает пятью характеристиками: уровнем качества, функциональными особенностями, специфическим оформлением и упаковкой (дизайн), торговой маркой.
3 уровень. Расширенный товар (товар с подкреплением) - предусматривает предоставление дополнительных услуг и выгод.
Для того чтобы правильно применять трехуровневую модель товара необходимо знать и использовать классификацию товаров.
По критерию «материальность» товары подразделяются на товары и услуги.
Услуга – это особый вид товара. Ее определяют как изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой.
Маркетинг услуг – это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированной на выявление специфических потребностей клиентов. Он призван помочь клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор. Но поскольку клиенту продается нечто, не имеющее материальной формы, то процесс продажи сильно осложняется.
Главная задача маркетинга услуг состоит в помощи покупателю оценить организацию и сделать выбор. Производителю услуги необходимо описать её свойства и определить какую пользу (выгоду, результат) получит клиент получивший услугу, что и определит успех работы компании.