Маркетинговые атрибуты товара – это сервис, упаковка, маркировка, товарный знак.
Сервис и обслуживание потребителей товаров – это маркетинговый атрибут не одной товарной единицы, а всей совокупности товарных единиц, входящих в товарное предложение.
Сервисное обслуживание – система обеспечения, позволяющая потребителю рационально эксплуатировать приобретенный товар.
Сервис предназначен для создания дополнительных ценностей и выгод покупателям, что обуславливает завоевание их лояльности, повышение восприятия товарного предложения, а также поддержания имиджа и репутации товарного предложения.
Основная задача сервиса и обслуживания как маркетингового атрибута состоит в обеспечении повторных покупок.
Основные принципы современного сервиса – это максимальное соответствие требованиям потребителей и гибкость (учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых товаров).
Маркетологи различают два вида сервиса:
– предпродажный сервис – консультирование, обучение персонала, пробная эксплуатация и т.д.;
– послепродажный сервис – рассмотрение жалоб потребителей.
К формам послепродажного сервиса относятся: гарантийный сервис – бесплатное устранение дефектов в течение установленного периода времени, а также послегарантийное обслуживание – помощь потребителю за плату по установленным расценкам и тарифам.
Упаковка – тара, оболочка, вместилище для товарной единицы, является неотъемлемой её принадлежностью при осуществлении сделки. Упаковку также определяют как деятельность по созданию упаковок товарных единиц и создания дополнительных преимуществ и выгод для потребителя.
Различают следующие функции упаковки товарной единицы:
– сохранение полезных свойств товарной единицы при хранении и перемещении её от изготовителя к потребителю;
– обеспечение удобства обращения с товарной единицей;
– упрощение для потребителя поиска, выбора и приобретения товарной единицы;
– выполнение роли носителя рекламных обращений;
– выполнение роли носителя необходимых для потребителя сведений о товаре;
– формирование и поддержка имиджа и репутации товара.
Маркировка — текстовый элемент, предназначенный для чтения и включающий в себя профессиональные идеограммы. Носителем маркировки является этикетка.
Марка в целом или ее часть, обеспеченная правовой защитой, представляет собой товарный знак и становится предметом правового регулирования.
Товарный знак – один из видов промышленной собственности, закрепленных Парижской конвенцией (1883 г.), особый символ товарной ответственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право располагать данным товаром, получать прибыль и нести ответственность за поставку некачественного товара [25].
Брендинг необходим для получения дополнительной выгоды от определенного продукта за счет проникновения в сознание людей, формирования привязанностей, основанных на ощущениях и эмоциях. Это снижение издержек на продвижение в будущем и повышение акционерной стоимости компании, нематериальный актив своего владельца, который гарантирует большую устойчивость в конкурентной борьбе, позволяет переживать сложные периоды с меньшими потерями.
Лекция № 8.
ТЕМА: Маркетинг жизненного цикла товара.
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
8.1. Жизненный цикл товара
8.2. Матрица жизненных циклов товара
8.3. Виды жизненных циклов товара
Краткое содержание лекционного материала