double arrow

Существует два вида служения: вани и вапух; вани важнее вапух

Ученик и духовный учитель никогда не разлучаются: до тех пор, пока ученик следует наставлениям духовного учителя, тот всегда находится рядом с ним. Такая форма общения называется вани (общением через слово). Физическое присутствие учителя называется вапух. Когда духовный учитель физически находится рядом с учеником, тот должен служить его телу, а когда физическое тело духовного учителя прекращает существовать, ученик должен служить его наставлениям. (Шримад Бхагаватам, 4.28.47)

Я был полон веры, что мой Гуру Махараджа со мной. Я никогда не терял этой веры. И это факт. Есть два слова: вани и вапу. Вани означает слова, а вапу - это физическое тело. Вани важнее, чем вапу. Вапу - конечно. Это материальное тело. Оно конечно. Такова природа. Если мы придерживаемся вани, наставлений духовного учителя, то мы тогда остаемся очень твердыми. Во всем. Это как Бхагавад-гита. Она была поведана 5 000 лет назад. Но если вы следуете наставлениям Кришны, они всегда будут для вас новыми, и направляющими. Не то что Арджуна лично выслушал от Кришны наставления Бхагавад-гиты, и поэтому он все понял. Все совсем не так. Если вы примете Бхагавад-гиту как она есть, вы поймете, что Кришна открывается вам в Своих словах в Бхагавад-гите. Это называется духовным самоосознанием. Это не мирские исторические события..." (Лекция от 2 марта 1975)

- Какими способами мы можем служить духовному учителю и наставнику?

Мин.

(Попросить написать несколько конкретных пунктов о том, как на практике каждый студент может служить своему духовному учителю или наставнику. Затем поделиться с другими.)

- Как ученик должен реагировать на наставления наставника или духовного учителя?

Мин.

(Можно лекцией, направленной на воодушевление)

Тот, кто совершает аскезы, должен иметь твердую решимость во что бы то ни стало вернуться домой, к Богу, и во имя достижения этой цели быть готовым на любые жертвы. Даже для того, чтобы добиться материального благополучия, уважения, славы и почета, нужно совершать суровые аскезы — без этого в материальном мире невозможно стать сколько-нибудь заметной личностью. Но зачем же нужны суровые аскезы тому, кто стремится достичь совершенства в преданном служении? Легкая жизнь и достижение совершенства в познании трансцендентного несовместимы. Господь умнее любого живого существа, поэтому Он хочет видеть, насколько искренне преданный относится к своему служению. Господь Сам или через истинного духовного учителя дает преданному указания, и выполнение этих указаний любой ценой — суровая аскеза. Тот, кто неукоснительно следует этому принципу, несомненно, достигнет успеха и обретет милость Господа.

Бхаг., 2.9.24, комментарий

Преданный Господа не может оставить служения Господу, поскольку следует указаниям своего духовного учителя. Для таких чистых преданных, как Нарада и Нитьянанда Прабху, указания духовного учителя дороже самой жизни. Они не заботятся о своем будущем.

Они со всей серьезностью относятся к воле своего духовного учителя, понимая, что эти указания исходят от высшего авторитета, представителя Господа, или Самого Господа.

Бхаг., 2.8.6, комментарий

После того как сыновья Прачинабархи ушли из дома, чтобы совершать аскезы, они повстречались с Господом Шивой, который оказал Прачетам великую милость, открыв им Абсолютную Истину. После этой встречи сыновья Прачинабархи постоянно размышляли о его наставлениях, повторяли их и благоговейно поклонялись им.

КОММЕНТАРИЙ: Хорошо известно, что совершать аскезы или заниматься любым другим видом преданного служения нужно под руководством духовного учителя. В этом стихе прямо говорится, что сыновьям Махараджи Прачинабархи посчастливилось встретить на своем пути Господа Шиву, который оказал им великую милость, объяснив смысл совершения аскез. По сути дела, Господь Шива стал духовным учителем десяти сыновей Прачинабархи, а его ученики, в свою очередь, настолько серьезно отнеслись к указаниям учителя, что, просто размышляя о них (дхйайантах), достигли совершенства. В этом заключается секрет успеха. Получив духовное посвящение и выслушав указания духовного учителя, ученик должен отбросить все сомнения и размышлять над тем, как выполнить эти указания, не отвлекаясь ни на что другое. То же самое утверждает и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, который в комментарии к одному из стихов «Бхагавад-гиты» (вйавасайатмика буддхир экеха куру-нандана, Б.-г., 2.41) говорит, что указания духовного учителя должны стать целью и смыслом жизни ученика. Он не должен думать о том, вернется ли он домой, к Богу; его первоочередной долг — выполнить указания своего гуру. Поэтому ученик должен постоянно медитировать на указания духовного учителя, и тогда его медитация будет совершенной. Ученик должен не только думать об указаниях духовного учителя, но и искать способы и средства, с помощью которых он сможет исполнить их, поклоняясь таким образом словам своего гуру. (Шримад Бхагаватам 4.24.15)

- Что делать, если ученик не согласен с этими наставлениями или не понимает их?

Мин.

(Можно задать вопрос, затем поделиться своим пониманием. Предлагаемый ответ: необходимо задать уточняющие вопросы, чтобы лучше понять смысл этих наставлений; если при этом у ученика есть ощущение, что следование этим наставлениям приведет к отрицательным последствиям, ему стоит обратиться к другому старшему преданному с просьбой обсудить этот вопрос с его наставником)

Именно так и нужно поступать — не слепо предаваться, а задавать при этом разумные вопросы. Невозможно прогрессировать, не задавая вопросов. В школе более способным учеником, как правило, считается тот, кто постоянно задает учителю вопросы. Если маленький ребенок все время расспрашивает отца: «Что это такое? А это что?» — значит, он смышлен. Если мы не в состоянии задавать вопросы, то не сможем прогрессировать, даже имея самого замечательного духовного учителя....Первое наставление «Веданта-сутры» гласит: атхато брахма-джиджнаса — «Теперь пришла пора вопрошать о Брахмане». Слово атха указывает на то, что задавать вопросы способен лишь тот, кто наделен разумом и полностью разочаровался в материальной жизни. Как утверждается в «Шримад-Бхагаватам», человек должен расспрашивать духовного учителя о предметах, лежащих за пределами материальной тьмы. Природа материального мира такова, что в нем царит тьма, которую рассеивает только свет огня. А вопрошать следует о трансцендентном мире, находящемся за пределами этой вселенной. Искать духовного учителя нужно только тому, кто жаждет узнать об этом мире, а иначе в таких поисках нет никакого смысла... Ничему не следует верить слепо. Даже познавшего себя и утвердившегося в Абсолютной Истине духовного учителя мы должны испытать, задавая ему разумные вопросы о тонкостях духовной жизни. (Раджа-видья — царь знания, глава 7)

- Что делать, если указания наставника и духовного учителя различаются?

Мин.

(Можно задать вопрос и дать свое виденье. Предлагаемый ответ (на основе документа Джи-Би-Си): следует попросить своих авторитетов согласовать свои наставления друг с другом. Не нужно самому выбирать чему следовать, а чему нет.)

- Как он должен реагировать на замечания учителя или наставника?

Мин.

(Можно лекцией)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: