Проблемы российского экспорта зерновых культур и его перспективы

Экспортные отношения сами по себе многоаспектны, а экспорт зерновых осложняется многими факторами, которые негативно на нем отражаются. Рассмотрим основные, ключевые проблемы российского экспорта зерновых культур.

Конечно, в первую очередь - это само выращивание зерна, т.е. получение возможно реализации зерна на экспорт. Раньше, когда в стране существовал дефицит зерна на внутреннем рынке, была странной ситуация, что наша страна вывозит зерно. И экспорт в основном воспринимался как либо вынужденная мера (привлечение валюты) либо как подарок урожайного года. Но сейчас в современных экономических условиях, необходимо понимать, что экспорт зерновых - становится жизненно необходимой составляющей развития производства зерна в России. Политические осложнения тоже не могут остаться в стороне. Так, под угрозой могут оказаться экспортные контракты, при ухудшении политической ситуации, например в Египте. Рынок зерновых культур в России еще формируется и его экономические характеристики отличаются от аналогичных показателей в странах с развитой экономикой. На сегодняшний день характерные черты российского рынка зерновых культур – это неравномерное и нестабильное удовлетворение спроса на зерновые по регионам.

Зерновые культуры выращивают сельскохозяйственные предприятия, которые в основном функционируют как:

- товарищества;

- акционерные общества закрытого типа;

- сельскохозяйственные кооперативы;

- коллективно-долевые хозяйства.

Предприятий с такой формой хозяйствования около 44 %[25]. Также существуют предприятия на основе частной собственности, такие как крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).

Да сейчас, сложилась такая ситуация, что для получения «быстрых и больших» денег реализовывать зерновые в разы выгоднее за границу, чем реализовывать на внутреннем рынке, например, животноводам. Поэтому экспортируют зерно, например, 3-4 класса, а импортируем фуражное, т.е. получается, вывозится то, что ввозится. Экспортные цены на много выше, чем внутренние, поэтому наблюдается тенденция быстрой «скупки» зерна, с целью быстрого вывоза за пределы страны в период высоко установившейся сезонной цены. Зачастую, продукцию вывозят прямо из под «комбайна» оплачивая сразу на месте. То есть очевидно, что желание получить быструю прибыль на экспорте негативно отражается на внутреннем рынке. Нет, баланса внутреннего спроса и экспорта.

Безусловно, ситуация осложняется сложной географией нашей страны. Основные объемы зерновых производятся в ЮФО, ЦФО и в ПФО, но в Сибири и на Южном Урале так же выращивают значительные объемы (в среднем 18 млн. тн. зерна, при внутреннем потреблении 11-12 млн.тн., а значит в зависимости от урожайности ежегодный излишек зерна в этом регионе может составлять до 6 млн тонн). Но как было выявлено в предыдущем разделе – основные порты отгрузки это – Новороссийск, Ростов-на-Дону и Азов. А значит, пшеница и ячмень из Сибири просто экономически не выгодно транспортировать в эти порты, т.е. этот экспорт прибыльным не будет. Высокая цена доставки зерна из Сибири – главное препятствие для экспорта сибирского зерна. некоторые попытки исправить эту ситуацию были сделаны – введение субсидии на перевозки зерна из Сибири — в размере 0,5 от тарифа, и теперь его транспортировка по стоимости сравнима со стоимостью доставки из центральных регионов страны. В результате с января 2012 года зерно из Омской, Оренбургской областей, с Алтая стало уходить на экспорт.

Россия обладает значительным экспортным потенциалом зерна. В различные периоды развития, такие как до кризиса 90-х, в начале новой экономики существенное влияние на экспорт оказывали политические причины. На данный момент зерно становится стратегическим экспортным продуктом для страны.

Очевиден тот факт, что при огромном экспортном зерновом потенциале в России совершенно устарела инфраструктура зернового рынка. Это, прежде всего отсутствие современных элеваторов, портовых элеваторов. Транспортная логистика не отвечает требованиям. Все это, безусловно, сдерживает развитие, как самого производства зерна, так и его экспорт.

Таким образом, можно выявить две ключевые проблемы экспорта зерна из России:

- увеличение и модернизация зерновой инфраструктуры;

- развитие логистики, ориентация ее на экспорт.

Все эти другие проблемы, стоящие как перед компаниями-экспортёрами зерна из России, так и перед самой национальной экономикой, требуют подготовки продуманных мероприятий для повышения эффективности этой области. Да, на сегодняшний день можно констатировать успешность оптимизации отрасли экспорта зерна из России. Это связанно еще и с тем, что игроки на этом рынке исключительно профессионалы – они функционируют не только на внутреннем рынке, но и на международном, что требует определенной квалификации и опыта. Они нацелены на объединение в решении проблем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: