Статическая нагрузка вагона показывает, какое количество тонн груза приходится в среднем на один вагон в момент погрузки и зависит от:
- структуры перевозимых грузов
- структуры вагонного парка
- степени использования грузоподъемности вагона
- технической нормы загрузки и др. факторов
(по факту),
где - количество погруженных тонн,
- количество погруженных вагонов.
Повышение статической нагрузки – одно из важнейших направлений роста эффективности работы железнодорожного транспорта, которое может осуществляться:
- внедрением большегрузных вагонов;
- разработкой новых технических норм загрузки вагонов
- улучшением использования грузоподъемности платформ и полувагонов
- применением стандартной тары и т.п.
Увеличение статической нагрузки приводит:
1) к снижению пробега вагонов и локомотивов, что приводит к уменьшению расходов на содержание и ремонт подвижного состава, на содержание локомотивных бригад, на техническое обслуживание и т.д.;
2) к снижению грузооборота брутто, что приводит к уменьшению потребности в парке вагонов и локомотивов (что снижает потребностьв капитальных вложениях в эти парки, уменьшает величину амортизационных отчислений);
3) к снижению поездо-км, что приводит к увеличению пропускной способности участка и т.д.
Динамическая нагрузка груженого вагона показывает, какое количество тонн груза приходится в среднем на один груженый вагон на всем пути следования.
где - грузооборот нетто, ткм
- пробег вагонов в груженом состоянии, ваг-км
Динамическая нагрузка вагона рабочего парка показывает, какое количество тонн груза приходится в среднем на один вагон рабочего парка на всем пути следования.
где - грузооборот нетто, ткм
- общий пробег вагонов, ваг-км
На динамическую нагрузку влияет соотношение дальностей перевозки отдельных родов грузов (если тяжеловесные грузы следуют на более дальние расстояния, чем легковесные, то статическая нагрузка меньше динамической нагрузки груженого вагона, в остальных случаях статическая нагрузка больше динамической).