Под интенсификацией обучения мы понимаем повышение производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени.
Обобщение результатов научных исследований и опыта творческих педагогов, учителей-новаторов позволяет выделить следующие основные факторы интенсификации обучения:
1. Повышение целенаправленности обучения;
Интенсификация обучения предполагает, что его цели должны удовлетворять следующим требованиям:
ü Цели должны быть достаточно напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и тем самым вызывать высокую активность.
ü Одновременно цели должны быть принципиально достижимыми. Нереальные, явно завышенные цели приводят к самоотключению учащихся от решения поставленных задач.
ü Цели обучения должны осознаваться учащимися; иначе они не становятся руководством к действию.
ü Цели должны быть конкретными, учитывающими реальные учебные возможности данного детского коллектива в зоне его ближайшего развития.
|
|
ü Цели должны быть пластичными, меняющимися с изменениями условий, возможностей для их достижения.
2. Усиление мотивации учения;
Психологи установили, что сильный мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность учащихся за успехи в учении.
Интерес к учению значительно возрастает, если учитель обстоятельно раскрывает практическую значимость темы, связь ее с актуальными проблемами современности.
Большие возможности возбуждения интереса заложены в разнообразных педагогических приемах и формах обучения. Мощное средство стимулирования познавательного интереса – учебно-познавательные игры.
Однако в процессе обучения нельзя уповать только на интерес. Очень важно одновременно формировать волю, долг и чувство ответственности учащихся. При этом надо помнить, что не нотации, наставления и запугивания вызывают действительные мотивы учения, а подлинная убежденность и доходчивость аргументов.
3. Повышение информативной емкости содержания образования;
ü а) усиление направленности содержания на комплексное осуществление трех его основных функций – образовательной, воспитательной и развивающей;
ü б) повышение информативной емкости каждого урока за счет максимального насыщения содержания при сохранении его доступности;
ü в) подача материала укрупненными блоками, усиление роли обобщения в процессе изучения материала, проведение обобщающих уроков;
ü г) повышение значимости теории в содержании образования;
|
|
ü д) расширение применения дедуктивного подхода там, где он оказывается особенно эффективным;
ü е) усиление межпредметных связей;
ü ж) улучшение отбора упражнений с тем, чтобы минимумом упражнений решать больший круг учебно-развивающих задач;
ü з) применение алгоритмических указаний в процессе обучения;
ü и) использование компьютерных устройств;
ü к) формирование общеучебных умений и навыков;
ü л) концентрация внимания на усвоении ведущих понятий, умений и навыков, выделяемых в обновленных учебных программах.
4. Применение активных методов и форм обучения;
Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм, средств, приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся, стимулирующих их учение. Большую роль тут играют проблемно-поисковые методы, учебные беседы, дискуссии, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельная работа учеников, алгоритмизация и т.д.
5. Ускорение темпа учебных действий;
В современной школе применяются разнообразные формы обучения – уроки, практикумы, факультативные занятия, экскурсии, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние задания.
Характерной особенностью совершенствования форм обучения на данном этапе является стремление учителей к применению разнообразных видов уроков в общей системе изучения определенного раздела или темы
6. Развитие навыков учебного труда;