Виды ДО

В зависимости от дистанционных образовательных технологий (ДОТ), используемых при организации процесса обучения, и выбора канала коммуникации для обеспечения обратной связи со студентами, выделяют следующие виды ДО:

1. Обучение на основе комплексных «кейс-технологий».

В основу подобного обучения положена самостоятельная работа студентов по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов, предоставляемых в форме кейса (от английского слова case – портфель). При этом, с одной стороны, любой кейс является завершенным программно-методическим комплексом, где все элементы связаны друг с другом в единое целое – материалы для знакомства с теорией, практические задания, тесты, дополнительные и справочные материалы, компьютерные модели. Учебные материалы «кейсов» отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся.

Помимо самостоятельных занятий, студенты посещают очные установочные лекции, а также «воскресные школы», семинары и тренинги, очные консультации и принимают участия в контрольных мероприятиях (проводимых как очно, так и заочно). В последнее время при создании курсов на основе кейс-технологий, их авторы переносят большую часть очных встреч со студентами в среду Интернет – внедряются такие формы учебной деятельности, как Интернет-тьюториалы, консультирование по электронной почте, виртуальные деловые игры и тренинги, студенческие конференции и пр.

2. Обучение на основе компьютерных сетевых технологий.

В основе подобного обучения лежат интерактивные электронные учебные пособия различного вида и назначения – обучающие программы, электронные учебники, компьютерные тесты, базы знаний и т.д., доступные для студентов с помощью глобальной сети Интернет или же локальных сетей (Интернет). Использование электронных учебных материалов при этом не исключает передачу студентам индивидуальных комплектов учебно-методических материалов на традиционных носителях, в том числе бумажных.

Использование технологий Интернет позволяет не только представлять студентам материал в различных формах и видах, но и организовывать управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя. При этом может происходить как индивидуально, так и в составе учебных групп. Контакты между преподавателями и студентами осуществляются с помощью электронной почты, телеконференций и пр. и их интенсивность, зависящая в целом от выбранной методики обучения, может приближаться к аналогичной при очном обучении.

Если в вузе создается система дистанционных курсов на основе компьютерных сетевых технологий, то, чаще всего, для этого приобретается или создается специальная программная оболочка. Она позволяет более эффективно создавать необходимые курсы и организовывать процесс обучения, а также обеспечивать его административное сопровождение (вести базы данных по студентам, обеспечивать мониторинг контроля знаний и пр.).

3. Обучение комбинированным (смешанным) способом.

На практике очень часто используется именно такой способ обучения, при котором используются разные виды технологий в различном сочетании: кейс – технологии, сетевые технологии и т.д. Это оправдано в целесообразном использовании преимуществ выше рассмотренных способов. Например, часть ресурсоемких материалов студенты могут получать в виде записи на CD, видеокассетах, а также на бумажных носителях и т.д., часть учебной информации может располагаться на сервере. При этом все взаимодействие между участниками образовательного процесса может быть построено с помощью сетевых или иных технологий, не исключая использование обычных средств связи (наземная почта и т.д.), а также личных встреч обучающихся с преподавателями. Комбинированный способ в настоящее время получает наибольшее распространение, чтобы максимально удовлетворить потребности обучающихся, сообразуясь с их техническими и иными возможностями.

Организационные формы ДО:

В педагогической практике выработались хорошо известные формы (виды) обучения. Наиболее распространенные из них: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены и др. Система дистанционного обучения должна поддерживать следующие формы обучения:

Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио и видео-кассеты, CD диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Семинары ДО являются активной формой учебных занятий. Семинары ДО проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличивается количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера.

Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, а также телеконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Контроль ДО – это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. В ДО оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Студент должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.

Достоинствам дистанционного обучения:

ü Низкие затраты по сравнению с традиционной методикой проведения одно- и двухнедельных курсов повышения квалификации, для которых требуется непосредственное присутствие всех участников семинара в одном месте.

ü Высокий уровень преподавания, достижение учащимися глубокого уровня знаний и навыков, что обусловлено варьированием продолжительности преподавания курса, активным вовлечением участников курса в обсуждения и дискуссии, серьезной и вдумчивой работой самих учащихся.

ü Гибкость графика обучения: учащиеся могут проходить обучение не в строго определенные дни и часы, а в любом удобном для себя режиме, без отрыва от производства.

ü Широкий охват аудитории, отсутствие необходимости собираться в определенном месте в определенное время, возможность привлечь к работе с курсом самых высококлассных специалистов вне зависимости от того, в каком городе или стране они в данный момент находятся.

К достоинствам можно также отнести следующие характерные черты ДО:

ü Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов-модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

ü Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

ü Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: