Мультимедиа

Мультимедиа (multi – много, media – среда) – способ иллюстрации изучаемого явления.

Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле и видео информацию, речь и музыку. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа- продуктов не остается пассивным. Мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого.

Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

Использование подобных мультимедиа-средств в школе изменяет механизм восприятия и осмысления получаемой информации. Осмысление вербализованной учебной информации носит теоретический понятийный, графическо-теоретический образный или наглядно-образный характер.

Мультимедийные программные средства способствуют повышению эффективности следующих видов открытой образовательной деятельности:

ü просмотра аудиовизуальной информации,

ü тренажа по теории с использованием практических упражнений,

ü педагогического контроля и измерения результативности обучения,

ü работы со словарем терминов и понятий,

ü интерактивного общения обучаемого с преподавателем.

Просмотр теоретического материала заключается в предъявлении учащемуся страниц информации в виде текстовых и графических экранов, мультипликационных вставок, видеоклипов, демонстрационно-иллюстрирующих программ. Обучающиеся имеют возможность перелистывать страницы информации вперед или назад, смотреть теорию с начала или с конца, отыскивать нужный раздел по оглавлению. При этом автоматически формируется навык работы с компьютером.

Режим тренажа, реализуемый с помощью мультимедийного средства обучения, предусматривает предъявление учащемуся упражнений (вопросов и задач с выборочными ответами, задач с числовым ответом, вопросов и задач с конструируемыми ответами). После выполнения каждого упражнения следует сообщение о правильности его выполнения и учащемуся предоставляется возможность просмотра соответствующих комментариев (объяснения типовых ошибок и т.п.

Мультимедийное средство обеспечивает обучение в диалоговом (интерактивном) взаимодействии пользователя с компьютером. Интерактивное обучение позволяет перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения.

Целесообразность применения мультимедиа в школьном образовании можно проиллюстрировать многими примерами.

Пример. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения.

Пример. Использование мультимедиа позволяет продемонстрировать учащимся ряд опытов по физике или химии, выполнение которых невозможно в школьных условиях.

Пример. С помощью мультимедиа можно "переместиться в пространстве" и показать учащимся изучаемые в курсе истории экспонаты музеев или памятники археологии, не покидая класса.

Использование мультимедиа позволяет школьникам работать с учебными материалами по-разному – человек сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Работая с мультимедиа-средствами, школьники могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.

Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучаемыми, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.

Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса.

Мультимедиа способствует:

1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;

2. Повышению мотивации учащихся;

3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;

4. Развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса обучения, как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей

Одними из наиболее современных мультимедийных средств, проникающих в сферу общего среднего образования, являются различные средства моделирования и средства, функционирование которых основано на технологиях, получивших название "виртуальная реальность"

Виртуальная реальность – это мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в объемном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном времени.

В состав системы Виртуальная реальность входят:

ü головной установочный дисплей (очки-телемониторы), в котором непрерывно представляются изменяющиеся картины "событий" виртуального мира;

ü устройство с ручным управлением, реализованное в виде "информационной перчатки" или "спейс-болл" определяющее направление "перемещения" пользователя относительно объектов виртуального мира;

ü устройство создания и передачи звука.

ü для более совершенного, многогранного и многофункционального неконтактного взаимодействия пользователя с виртуальным миром используется специальный "информационный костюм".

Системы "виртуальной реальности" обеспечивают прямой "непосредственный" контакт человека со средой. В наиболее совершенных из них пользователь может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. В других случаях можно "перевернуть" изображенный на экране предмет и рассмотреть его с обратной стороны. Пользователь может "шагнуть" в виртуальное пространство, вооружившись "информационным костюмом", "информационной перчаткой", "информационными очками" (очки-мониторы) и другими приборами.

Возможности системы "Виртуальная реальность" позволяют через реализацию и внедрение специальных методик "встраивания" технологий обучения в предметно-ориентированные учебные среды осуществлять педагогическое воздействие лонгирующего характера, обеспечивающее:

ü развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, интуитивного, творческого, теоретического мышления;

ü формирование эстетических вкусов, оценок, что способствует эстетическому воспитанию.

При работе с системами "виртуальной реальности" в общем среднем образовании происходит качественное изменение восприятия информации. В этом случае восприятие осуществляется не только с помощью зрения и слуха, но и с помощью осязания и даже обоняния. Возникают предпосылки для реализации дидактического принципа наглядности обучения на принципиально новом уровне.

Осмысление информации, предоставляемой системами "виртуальной реальности", может быть уже не только теоретическим, но и практическим, а именно: наглядно-образным или наглядно-действенным. Практическое мышление требует меньших усилий по сравнению с теоретическим мышлением, восприятие образной информации, как правило, легче восприятия символьной информации. Поэтому средства ИКТ, построенные с использованием технологии виртуальной реальности в состоянии обеспечить лучшее понимание и усвоение учебного материала в процессе обучения.

Говоря о перспективах использования системы "Виртуальная реальность", можно прогнозировать ее применение в образовании – при изучении стереометрии, черчения; при решении конструктивно-графических, художественных и других задач, для решения которых необходимо развитие умения создавать мысленную пространственную конструкцию некоторого объекта по его графическому представлению; в процессе профессиональной подготовки специалистов – при изучении графических методов моделирования в курсах инженерной графики, компьютерной графики, при организации тренировки специалистов в условиях, максимально приближенных реальной действительности; при организации досуга и развивающих игр.

Однако важно понимать, что чем выше уровень систем виртуальной реальности, тем больше труда должно быть вложено в их создание, тем совершеннее должны быть технические средства информатизации, доступные учителям и школьникам.

Вопрос 10. Информационная безопасность общества и личности. Виды компьютерных преступлений.

Содержание:

Информационная безопасность общества и личности. Виды компьютерных преступлений.

Информационная безопасность является одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество. Причиной обострения этой проблемы является широкомасштабное использование автоматизированных средств накопления, хранения, обработки и передачи информации. Решение проблемы информационной безопасности связано с гарантированным обеспечением трех ее главных составляющих: доступности, целостности и конфиденциальности информации.

Доступность – гарантия получения требуемой информации или информационной услуги пользователем за определенное время (вовремя полученный билет на самолет, прогноз погоды и т.п.)

Целостность – гарантия того, что информация существует в ее исходном виде, то есть при ее хранении или передачи не было произведено несанкционированных изменений.

Конфиденциальность – гарантия доступности конкретной информации только тому кругу лиц, для кого она предназначена.

Нарушение каждой из трех категорий приводит к нарушению информационной безопасности в целом.

Основополагающими документами по информационной безопасности в РФ являются Конституция РФ и Концепция национальной безопасности.

В Конституции РФ гарантируется «тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ст. 23, ч. 2), а также «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, ч. 4). Кроме этого, Конституцией РФ «гарантируется свобода массовой информации» (ст. 29, ч. 5), т. е. массовая информация должна быть доступна гражданам.

Концепция национальной безопасности РФ, введенная указом Президента РФ № 24 в январе 2000 г., определяет важнейшие задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации:

ü реализация конституционных прав и свобод граждан РФ в сфере информационной деятельности;

ü совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

ü противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Для обеспечения прав граждан в сфере информационных технологий и решения задач информационной безопасности, сформулированных в Концепции национальной безопасности РФ, разработаны и продолжают разрабатываться и совершенствоваться нормативные документы в сфере информационных технологий.

Законы

Закон РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 – 07 – 2006 № 149 – ФЗ

Концепция национальной безопасности РФ – система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)

Угрозы безопасности личности:

Во-первых, это проблема неравенства внутри общества по отношению к информационным ресурсам. В обществе происходит дифференциация на тех, кто имеет необходимые средства, чтобы технически обеспечить доступ к различной информации, и тех, кто этих средств не имеет.

Во-вторых, через Интернет распространяются информационные воздействия, прямо угрожающие психическому здоровью человека. Как отмечает специалист в этом вопросе Г.Л. Смолян, «сектантское проповедничество, распространение мистических и эзотерических учений и практик, магии, целительства, шаманства… и т.п. по Интернету приобрели угрожающий размах. Как результат – социальная и личностная дезадаптация, а в ряде случаев – разрушение психики человека. Неконтролируемая деятельность лжепророков способствует росту психических заболеваний. При этом молодой человек, путешествующий по виртуальной реальности, рискует потерять ориентиры в реальном мире.

В-третьих, «воздействие на индивидуальное сознание человека как гражданина». Каждый человек руководствуется собственными ценностными установками, строит свое политическое и гражданское поведение в зависимости от того, насколько он доверяет существующей власти. В Интернете всякого рода политические экстремисты и авантюристы чувствуют себя совершенно свободно, манипулируя общественным сознанием и спекулируя на экономических трудностях современного российского общества. Поскольку наиболее активно «гуляющим» по сети Интернет является молодое поколение, чьи ценностные ориентировки находятся в процессе формирования, именно молодые люди рискуют стать «жертвами» подобного рода манипуляторов.

В-четвертых, посетители «всемирной паутины» не застрахованы также и от экономического мошенничества. Американские исследователи Д.Ганкель и Э. Ганкель сравнили открытие киберпространства с открытием Колумбом Америки. «Киберпространство в некотором роде концептуализируется как место для погони за сокровищами..». Профессиональные мошенники завалили информационную сеть предложениями о баснословных дивидендах от участия в различных кампаниях, напоминающих строительство «финансовых пирамид».

Не следует также забывать о том, что изменения могут коснуться и развития человеческого сознания. Некоторые ученые предостерегают о том, что новые визуальные и компьютерные привычки разрушают традиционную форму научно-аналитической работы, формируя так называемое «клиповое сознание», которое неспособно удерживать фокус внимания на одной теме более 2-х минут. Наконец, педагоги бьют тревогу по поводу распространения в Интернете информации, задевающей мораль и нравственность общества.

Виды компьютерных преступлений:

1) сетевая атака и повреждение компьютерной системы. На сегодняшний день к данному типу правонарушений можно отнести следующие:

а) хакерная атака с целью перехвата, уничтожения, изменения и подделки информации, хранящейся в компьютере, нарушения нормального функционирования компьютерной системы и сетей. Ввиду распространения в Интернете различного рода программ хакерную атаку способны выполнить люди, обладающие поверхностными знаниями в области компьютерной технологии;

б) разработка и распространение компьютерных вирусов. С момента разработки первого компьютерного вируса намечается стремительный рост видов вирусов и их модификаций. Глобальная сеть Интернет является идеальной платформой для распространения компьютерных вирусов. Появились лица, которые умышленно разрабатывают и распространяют такие вирусы;

в ) хищение информации, хранящейся в компьютере. На данный момент в связи с отсутствием правовых норм, регулирующих программное обеспечение в области сетевого администрирования, некоторые программы типа «троянский конь» способны повлечь за собой утечку важной информации, угрожая тем самым государственным интересам;

2) сетевое мошенничество. Как правило, преступниками посредством Интернета распространяется заведомо ложная информация о прибыльных деловых предложениях с целью привлечения средств потенциальных жертв. В Китае также были обнаружены случаи мошенничества зарубежных преступников с помощью различных схем;

3) хищение денежных средств из финансовых учреждений путем несанкционированного доступа к компьютерным системам. На данный момент оно является наиболее популярным видом преступления с разнообразными схемами. Главный объект преступления представляют собой денежные средства, банковские счета и иные финансовые документы. Были замечены случаи хищения чужого банковского счета и номера кредитной карточки с последующей кражей денег, а также хищение трафика с использованием чужого имени и пароля при регистрации. По статистике сумма, присвоенная путем хищения с использованием генерированных номеров кредитных карточек, в мире ежегодно превышает сотни миллионов долларов США; во многих случаях подобного рода преступность можно отнести к организованной;

4) азартные игры в онлайновой среде и реклама услуг сексуального характера в Интернете. Преступники используют Интернет в качестве инструмента. Появились «виртуальные казино», предлагающие различные виды азартных игр. Предложение услуг сексуального характера в Интернете также является довольно популярным видом преступления;

5) посягательства на авторские и смежные права, преступления против интеллектуальной собственности. Прогресс информационных и сетевых технологий предоставляет удобные средства для пиратской деятельности. Как правило, правонарушение связано с реализацией через Интернет пиратских копий программных продуктов, а также с посягательством на право на патенты и торговые марки, злоумышленной регистрацией доменных имен, использованием схожих с известными брэндами торговых и прочих знаков и марок;

6) хищение информации, составляющей государственную тайну – угроза государственной безопасности. На сегодняшний день компьютерные системы легко подвергаются компьютерным атакам. Организации и лица могут инициировать проникновение в информационные системы государственных служб, похищать информацию, затем использовать ее во враждебных целях, создавая тем самым серьезную угрозу государственной безопасности;

7) распространение информации. К данному типу преступления можно отнести: распространение в Интернете порнографической продукции, продуктов, вызывающих проявления расизма и разжигания межнациональной розни, иной информации, угрожающей государственной безопасности. Вредоносная информация в Интернете более доступна широкой аудитории, следовательно, создает большую социальную угрозу. Ввиду сложности контроля за распространением подобного рода информации создаются определенные трудности для расследования и сбора доказательственной базы и квалификации преступления;

8) посягательство на частную жизнь гражданина. В условиях бурного развития информационных и сетевых технологий личная жизнь становится все более прозрачной. Охрана личной жизни и развитие информационных сетей вступают в противоречие. Подделку, распространение информации, ущемляющей честь и достоинство гражданина, откровенную клевету, ложь, порой под чужим именем, разглашение информации о личной жизни человека без какого – либо на то разрешения и прочие правонарушения можно отнести к данному типу компьютерной преступности.

Увеличивается число информационных преступлений, с другой – увеличивается число преступлений, связанных с использованием компьютера: мошенничество, манипуляция с ценами на фондовых биржах, разработка компьютерных вирусов, разрушающих производственный и технологический процесс, и т.д.

Для того чтобы решить комплекс проблем, эффективно вести борьбу с компьютерными правонарушениями, посягательствами на авторские и смежные права необходимо в полном объеме использовать юридические инструменты для профилактики и противодействия, улучшить контроль за информационными сетями.

Вопрос 11. Банки данных. Банки документов. Банк педагогической информации.

Содержание:

Банки данных. Типы банков информации. Основные компоненты документально-поисковой системы. Банк педагогической информации. Предназначение банков педагогической информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: