Чистой монополии в краткосрочном периоде

Рассмотрим, как монополист действует, преследуя общую для всех рыночных фирм цель максимизации прибыли.

Что касается рыночного предложения, то фирма-монополист является единственным производителем данной отрасли. А значит, тот объем производства, который она сочтет целесообразным для максимизации собственной прибыли, и будет составлять объем предложения в данной отрасли. Этим объясняется невозможность графического изображения кривой рыночного предложения монополии. Такая кривая отсутствует. Руководствуясь правилом рыночного равновесия (S=D) можно заключить, что объем рыночного предложения в данной отрасли будет соответствовать одной из точек кривой рыночного спроса.

Рыночный спрос является главным ограничением, с которым сталкивается фирма-монополист. Так как монополист по определению функционирует на рынке один, кривая спроса для него есть то же, что кривая спроса для всего рынка. Следовательно, кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон.

Графически правило соотношения величин спроса и предельного дохода для фирмы-монополиста выражается в следующем: кривая предельного дохода всегда пересекает отрезок горизонтальной оси, заключенный между кривой спроса и вертикальной осью, точно в середине, если кривая спроса имеет вид прямой линии (рис. 4.1).

Из рис. 4.2.2 следует, что когда спрос эластичен (Е>1), предельный доход больше нуля (MR>0), совокупный доход растет. Когда спрос неэластичен (Е<1), предельный доход меньше нуля (MR<0), и совокупный доход падает. Поэтому рационально мыслящий монополист избегает неэластичного участка кривой спроса. Фирма-монополист максимизирует прибыль в краткосрочном периоде, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR=МС). Цена определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, приносящего максимум прибыли РЕ. (рис. 4.2).

Прибыль на единицу продукции определяется размером превышения цены (ОРЕ) над средними совокупными издержками (АТС), в нашем случае она составляет АРЕ. Суммарная прибыль монополии будет соответствовать площади фигуры АВСРЕ.

Если рыночные условия неблагоприятны, то монополия может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. В этом случае целью монополиста будет минимизация убытков(рис. 4.3).

На рисунке РЕА – убыток, получаемый фирмой-монополистом на единицу продукции, площадь фигуры РЕАВС – величина суммарных убытков.

Продолжать минимизацию убытков фирма-монополист имеет смысл лишь до тех пор, пока цена превышает либо равняется средним переменным издержкам (AVC). Если это условие не соблюдается, фирме целесообразно остановить производство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: