В долгосрочной перспективе единственной стратегической целью фирмы-монополиста является максимизация прибыли (проблема минимизации убытков не обсуждается, т. к. в противном случае существование фирмы на рынке попросту не оправданно).
Рассматривая модель экономического поведения монополиста в долгосрочном периоде, следует помнить, что рынок продукта чистой монополии здесь защищен слабее, чем в краткосрочном периоде. Фирма вынуждена считаться с наличием потенциальных конкурентов. Поэтому основная ставка в долгосрочном периоде делается на снижение издержек производства и увеличение объема реализации.
Долгосрочное равновесие фирмы-монополиста достигается при таком уровне выпуска, когда долгосрочные предельные издержки (LATC) равны долгосрочному предельному доходу (LMR) (рис. 4.4).
Отдельно следует отметить следующие характеристики долгосрочного равновесия фирмы-монополиста:
1. В отличие от совершенной конкуренции, долгосрочное равновесие монополиста не обязательно должно устанавливаться в точке минимуму кривой долгосрочных средних совокупных издержек.
|
|
2. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль монополиста, будет ниже цены, максимизирующей его краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах.
3. Получение прибыли фирмой-монополистом возможно не только в краткосрочном, но и в долгосрочном временных периодах.
4. Чистая монополия и экономическая эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.
Объем выпуска в условиях монополии меньше конкурентного и достигается при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов.
На практике часто обнаруживается так называемая «Х – неэффективность», связанная с недоиспользованием производственных мощностей, ростом и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Согласно Х.Лейбенстайну Х – неэффективность имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные издержки. Причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.
Непрогрессивность монополии проявляется в том, что в ней отсутствует конкурентный стимул к производственной эффективности, к внедрению достижений научно-технического прогресса. Кроме этого, у монополии недостаточна мотивация для разработки и внедрения на рынок новых видов продукции.
Монополия способствует неравенству в распределении доходов. Существуют следующие весомые аргументы в пользу монополии.
|
|
• Положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т.д.).
• Экономия на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя.
• Монополия ускоряет технический прогресс. Монополист может тратить свои сверхприбыли на проведение исследований и осуществление научных разработок.
• Инновации и новые продукты. • Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством.
Регулирование монополии. Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении и использовании ресурсов обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции.
Регулирование – процесс, посредством которого государство вмешивается в действия рынка. Регулирование монополии осуществляется в следующих формах: ограничение цен; установление высоких налогов; ограничение размера монополии; государственная собственность на монополизированные предприятия; антитрестовская политика, направленная на повышение уровня конкуренции в отрасли.