Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия

Под ценовой дискриминацией (от лат. discrimination – различение) понимается практика установления продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. Например, цена медицинских услуг может быть различной для разных категорий клиентов.

Применение ценовой дискриминации возможно при наличии определенных условий:

• фирма должна обладать значительной рыночной властью;

• фирма должна быть способной идентифицировать потребителей в соответствии с эластичностью их спроса;

• у потребителей должны отсутствовать возможности перепродажи продукции.

Цель ценовой дискриминации – увеличение прибыли монополиста за счет захвата потребительского излишка. Различают три степени ценовой дискриминации, которые мы рассмотрим на примере монополии.

Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) состоит в том, что цена каждой единицы продукции устанавливается на уровне цены рыночного спроса именно этой единицы.

Дискриминация второй степени – диверсификация цены в зависимости от объема потребления и предполагает установление различных цен за различное количество одного и того же товара или услуги. На практике ценовая политика такого рода осуществляется в форме ценового дисконта или скидок.

Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам продукция продается по разным ценам, но каждая единица товара, покупаемая отдельным субъектом, оплачивается им по одинаковой цене. Такой тип ценовой дискриминации возможен, если производитель способен разделить своих потребителей на отдельные группы, в результате чего рыночный спрос разбивается на два или более рыночных сегмента, разделенных объективно существующими барьерами.

Лекция 5. Монополистическая конкуренция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: