Чистая монополия – это рыночная структура, при которой весь рынок обслуживается одним продавцом, реализующим свой товар при полном отсутствии его близких заменителей. Исходя из данного определения несложно сформулировать основные характеристики чистой монополии:
1. наличие единственного продавца/производителя;
2. уникальность (отсутствие субститутов) производимого продукта.
Главная особенность чистой монополии – наличие у нее абсолютной рыночной власти. Рыночная власть – это способность оказывать решающее влияние на уровень цены и другие условия реализации продукта.
Закрытая монополия – это монополия, защищенная от конкурентов юридическими запретами.
Если же фирма становится единственным поставщиком продукта, не обладая специальной защитой от конкурентов, она пребывает в статусе открытой монополии.
Кроме того, существуют и другие классификационные подходы:
– по характеру проводимой ценовой политики выделяют простую монополию и монополию, осуществляющую ценовую дискриминацию. Простая монополия – это монополия, реализующую свою продукцию всем покупателям по одной цене. Монополия, осуществляющая ценовую дискриминацию, практикует дифференциацию цен для различных покупателей, либо на различные единицы одного и того же товара, не оправданную различиями в издержках производствах;
|
|
– по масштабам проявления выделяют монополии тотальные (рыночная власть которых проявляется в масштабе рынка всей страны) и региональные (рыночная власть которых проявляется в масштабе рынков отдельных районов, областей);
– по среде обитания выделяют экономическую и административную монополию. Экономическая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по ее законам. Источники административной монополии – государственная собственность на средства производства, ограниченность рынка, закрытость экономики, прямое распределение основных ресурсов.
Рыночная структура, подразумевающая монополию со стороны покупателя, носит название монопсонии.
И наконец, не исключена ситуация двусторонней монополии – когдапродукцию единственного продавца приобретает единственный покупатель э
Определение цены и объема производства в условиях