Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии

Теория игр исследует с помощью математических методов поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений. Объектом теории игр являются игровые ситуации с заранее установленными правилами. В качестве субъектов теории игр выступают как отдельные люди, так и фирмы. Стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией, которая показывает выигрыш или проигрыш участников. Стратегическое взаимодействие может включать много игроков и много стратегий. Но ограничимся играми с участием двух лиц, имеющих конечное число стратегий. Это позволит представить игру с помощью платежной матрицы.

Равновесии по Нэшу – рынок будет находиться в состоянии равновесия, если выбор, сделанный фирмой А, оптимален при данном выборе фирмы В, а выбор, сделанный фирмой В, оптимален при данном выборе фирмы А (или выбор каждой фирмы оптимален при данном выборе другой фирмы).

Олигополия и эффективность

Если оценивать эффективность олигополии, то по сравнению с ситуацией совершенной конкуренции, цена продажи продукции будет у олигополии выше, а объем производства ниже. Олигополия также не достигает ни эффективности производства, когда цена равна средним общим издержкам, ни эффективности размещения ресурсов, когда цена равна предельным издержкам. Производство олигополиста происходит в точке, в которой цена превышает предельные издержки, а объем продукции ниже того, при котором средние общие издержки минимальны.

Во многих случаях (очень малое количество фирм) ситуация олигополии приближена к монополии, а значит обладает всеми ее преимуществами и недостатками.

Олигополисты могут иметь стимулы для сдерживания технического прогресса и нововведений. Негативной чертой олигополии является использование рыночной власти для ограничения конкуренции и роста цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: