double arrow

Модели олигополии

Фирма, которая принимает решения первой, является лидером, а фирма, принимающая решения вслед за ней, – ведомым.

В модели лидерства по объему выпуска (модель Штекельберга) фирмы принимают решения относительно объемов производства товаров.

Инструментом анализа взаимодействия фирм в модели являются изопрофитные кривые (линии равной прибыли), которые иллюстрируют все возможные комбинации объемов продаж обеих фирм, обеспечивающих одинаковый уровень прибыли для одной из них. Изопрофитные кривые являются основой для графического построения функции реакции одной фирмы на поведение другой. Изобразим на графике (рис. 6.1) с использованием изопрофитных кривыхфункцию реакции фирмы-ведомого в ответ на выбор объема выпуска лидером.

 
 


 
Рис. 6.1. Изопрофитные кривые и функция реакции фирмы-ведомого

Каждая точка на изопрофитной кривой показывает все возможные комбинации объемов продаж лидера и ведомого, обеспечивающие один и тот же уровень прибыли для ведомого. В точке А объем продаж фирмы-лидера равен нулю, следовательно, ведомый – монополист и объем его прибыли максимален. Чем больше решит продавать продукции фирма-лидер (движение из точки A в точку Е), тем меньше сможет продавать фирма-ведомый. Уровень прибыли, соответствующий точке Е, меньше уровня прибыли в точке D, в точке D –меньше, чем в точке C, и т.д. (πведомого1ведомого2ведомого3ведомого4). Каждая точка касания изопрофитных кривых и вертикальных линий, отражающих объем производства лидера, дает точку на кривой функции реакции, показывая максимально возможную в данной ситуации прибыль фирмы-ведомого. Если фирма-лидер решит продавать достаточно большое количество товара К, фирма-ведомый вынуждена будет уйти из отрасли.

Общий отраслевой объем продаж составит Qлидера+Qведомого, где Qведомого = f(Qлидера). Равновесие по Штекельбергу устанавливается следующим образом: фирма-лидер выбирает такой объем производства, чтобы кривая функции реакции фирмы-ведомого коснулась максимально низкой (т.е. отражающей максимально высокую в данной ситуации прибыль πлидера3) изопрофитной кривой фирмы-лидера.

Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно). Стратегическое взаимодействие в модели таково: каждая из двух фирм составляет прогноз в отношении объема выпуска конкурента. При наличии такого прогноза каждая фирма выбирает собственный объем выпуска, максимизирующий прибыль. Далее идет поиск ситуации, в которой прогноз обеих фирм в отношении предполагаемого поведения конкурента подтверждается. В условиях равновесия (равновесие Курно) каждая из фирм максимизирует свою прибыль при данных ожиданиях относительно выбора объема выпуска конкурента. Более того эти ожидания в равновесии сбываются: каждая фирма решает производить именно тот объем выпуска, производство которого ожидает от нее другая фирма. В равновесии по Курно ни одна из фирм не сочтет для себя выгодным изменить объем выпуска, как только обнаружит, какой выбор фактически сделал конкурент.

Если первоначальное состояние рынка находится в точке 1, то фирма 1 считает для себя выгодным снизить объемы продаж (перейти на свою функцию реакции: движение из точки 1 в точку 2), так как это увеличит прибыль фирмы, передвинув ее на более выгодную изопрофитную кривую. Далее, фирма 2 посчитает целесообразным увеличить объемы продаж (перейти на свою функцию реакции: движение из точки 2 в точку 3), после чего фирма 1 сочтет выгодным снизить объемы продаж (движение из точки 3 в точку 4), и т.д., пока не установится равновесие (равновесие Курно). В точке Х ни одна из фирм не сочтет необходимым изменять далее ситуацию на рынке.

Модель с одновременным установлением цен (равновесие Бертрана). Выбирая цену, фирма должна предвидеть цену, устанавливаемую конкурентом. Так же, как в случае равновесия по Курно, дуополисты должны найти такую пару цен, чтобы каждая из них была выбором, максимизирующим прибыль каждой фирмы, при заданном выборе цены конкурентом. Логика анализа та же, что и в модели равновесия Курно: равновесие дуополистов наступит в точке пересечения кривых функций реакции фирм 1 и 2 (рис. 6.2).

 
 


Рис.6.2. Равновесие Бертрана

Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. Война цен продолжается до тех пор, пока цены не упадут до уровня средних издержек, или до уровня предельных издержек: Р=АТС=МС, т.е. отрасль придет в состояние, близкое к совершенной конкуренции. Ниже данного уровня фирмы не будут устанавливать цену, т.к. это приведет к убыткам. Повышать цену они также не будут, опасаясь потери рынка.

Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Взаимосвязь фирм в олигополистической отрасли приводит не только к конкуренции между фирмами, но и к соглашению между ними. Картель – это группа производителей, совместно максимизирующих прибыли путем фиксации цен и ограничения объемов выпуска.

Предположим, две фирмы выпускают одинаковую продукцию, имея сходные издержки производства (рис. 6.3).

       
 
   
D
 


Рис. 6.3. Получение экономической прибыли картелем

Равновесные цена и объем выпуска зависят от того, как организован рынок. Допустим, фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции. Это приведет к равновесию, при котором рыночная цена установится на уровне Р11=LAC=LMC), а объем выпуска составит Q1. Объединившись в организацию картельного типа, фирмы столкнутся с такой же проблемой максимизации прибыли, которая стояла перед монополистом. Доходы отрасли максимальны при таком объеме выпуска, когда МС=МR. Следовательно, фирмы снизят объем производства до уровня Q2, повышая при этом цену с Р1 до Р2. Заштрихованный прямоугольник Р2Р1LK, площадь которого равна разнице между ценой и средними долгосрочными издержками, умноженной на объем продаж, иллюстрирует величину экономической прибыли, которую будут получать фирмы-участницы картеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: