Вопрос 15. Раскрыть особенности учебной деятельности (УД), её роль в психическом развитии детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте используются элементы УД, организуемые взрослым, что необходимо для обеспечения тех качеств, формирования ЗУНов, которые подготовили бы ребенка для усвоения системы научных знаний. Хотя УД не является ведущей в дошкольном возрасте, но важно сформировать положительное отношение к обучению в школе, интерес к учению, развивать способности.

В дошкольном возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре. В ней выделяется отдельная учебная задача.

Особенности УД в дошкольном возрасте:

1) интерес не к результату учебы (саморазвитие и ЗУНы), а к её процессу, что определяется ведущим видом деятельности для этого возраста – игрой;

2) мотивами выступают любопытство, любознательность, игровые мотивы;

3) способами деятельности являются общеучебные умения – делать по образцу, работать со всеми в одном темпе, следовать инструкции.

Дошкольники ещё не осознают необходимости учиться, поэтому обучение организует взрослый, который определяет задачи, цели, методы обучения. Основной формой обучения в дошкольном возрасте являются занятия. Обязательны во всех возрастных группах, но их продолжительность, содержание и форма проведения отличаются. Проводятся в игровой форме с применением наглядных средств. Содержание отражено в учебной программе дошкольного образования.

Учебная деятельность возможна лишь при наличии у дошкольников общих способов действий, которые позволяют решать практические и познавательные задачи, выделять новые связи и отношения. По мнению А.П.Усовой, к ним относятся:

1) умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указанию;

2) способность отделять свои действия от действий других детей;

3) контроль за своими действиями и словами и др.

I уровень – высокий – отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности. Дети слушают указания, руководствуются ими в работе, в случае непонимания задают вопросы, правильно оценивают работу других свою, достигают нужных результатов.

II уровень − средний. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения. Дети слушают указания, условно придерживаются их в работе, самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других детей, при выполнении работы склонны к подражанию другим детям, результаты условны.

III уровень − низкий – начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии. Дети слушают указания, но как бы не слышат их, не руководствуются ими в работе, к оценке не чувствительны, результата не достигают.

Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности.

Своеобразие УД детей дошкольного возраста заключается в виде:

1. цель – сформировать первичные представления об окружающей действительности и о самом себе. В дошкольном возрасте важно сформировать готовность к обучению в школе, а именно сформировать познавательные мотивы и развитие интеллектуальных, нравственно-волевых качеств, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

2. содержание – удовлетворение детской любознательности, развитие познавательных интересов, желание познать мир. Устойчивый познавательный интерес создаёт у ребёнка желание учиться, постоянно получать новые знания.

3. Способами деятельности являются простейшие общеучебные умения – делать по образцу, работать со всеми в одном темпе, следовать инструкции.

4. Обучение в дошкольном возрасте строится на интересе и не предусматривает выставление оценок. В дошкольном возрасте закладываются интересы, желание учиться, независимо от успешности в УД.

5. Использование методов, приёмов обучения, соответствующих возрастным особенностям развития психических познавательных процессов.

Эти особенности связаны с тем, что маленькие дети не совсем понимают, для чего им надо учиться, быстро отвлекаются, им больше нравится играть. Известный психолог Алексей Николаевич Леонтьев указывал на то, что, организуя УД для детей дошкольного возраста, следует помнить, что эта деятельность должна быть привлекательной, а не принудительной.

Для дошкольников важным является мотив к УД, поэтому необходимо создавать условия, повышающие мотивацию дошкольника и способствующие поддержанию познавательных интересов:

- УД должна стимулировать активность ребёнка, должна быть разнообразной;

- новый материал должен опираться на ранее усвоенный;

- учебные задачи должны быть достаточно сложными, но посильными;

- ЗУНы должны использоваться в повседневной жизни;

- необходима положительная оценка успеха ребёнка;

- материал должен быть ярким, запоминающимся, вызывать эмоциональный отклик у ребенка.

Таким образом, правильная организация УД в дошкольном возрасте закладывает интерес к дальнейшему обучению в школе; неправильная организация обучения в детском саду отбивает охоту учиться дальше. Элементы УД в дошкольном возрасте являются подготовительным этапом в жизни ребёнка к систематическому усвоению основ научных знаний в дальнейшем обучении в школе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: