Успех труда педагога УДО зависит от эффективности педагогического взаимодействия (ПВ). Вступая в ПВ, воспитатель выступает как носитель для ребёнка информации, человеком, организующим детскую деятельность. Взаимодействие воспитателя с детьми формирует у них определённое отношение к внешнему миру, к другим людям. В процессе ПВ воспитатель формирует эмоциональную сферу ребёнка. Воспитатель должен разделить радость, огорчение; должен быть внимательным к эмоциональным проявлениям каждого ребёнка. Своим отношением с детьми воспитатель стремится создать комфортную атмосферу в группе. Одной из важных функций ПВ является регулирование взаимоотношений, создание благоприятного для развития каждо го ребёнка психологического микроклимата в группе УДО.
Педагогическое взаимодействие – целостная система контактов воспитателя с детьми, включающая в себя внешние и внутренние компоненты:
- внешне-речевые – вербальное поведение педагога (указание, объяснение, оценка);
- невербальное поведение (жесты, мимика);
|
|
- стиль поведения;
- внутренние – ценностные ориентации педагога, его установки и отношение к детям, социальные переживания, эмпатия.
Наиболее приемлемо взаимодействие, основанное на доверии, взаимопонимании, равноправии, взаимоподдержке, взаимопомощи. Это отношения сотрудничества.
В зависимости от того, какие формы и методы руководства организации деятельности и воздействия на детей преобладают у педагога, выделяют:
авторитарный стиль – характеризуется функционально-деловым и ситуативным подходом, общение построено на подчинении, часто используются запреты, указания, ограничения, отрицательные оценки. Не учитываются интересы детей, индивидуальные особенности, подавляется инициатива, низкий уровень благополучия;
демократический стиль – взаимодействие сотрудничества, основанное на доверии и уважении к интересам детей, учитываются индивидуальные особенности. Чаще используются рекомендации, предложение, советы, положительные оценки. Соблюдается педагогический такт в общении. Поддерживается доброжелательный психологический климат в группе;
либерально-попустительский – формальное взаимодействие, равнодушное отношение к детям. Отсутствие дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Низкая продуктивность педагогического общения, формальное выполнение обязанностей.
Наиболее приемлемым является демократический стиль педагогического взаимодействия. Стиль взаимодействия зависит от опыта, индивидуально-типологических и психологических особенностей.
Условия оптимизации педагогического взаимодействия:
- профессиональное самосовершенствование, повышение уровня педагогического мастерства;
- стимулирование повышения продуктивности деятельности воспитателя;
- создание благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении.