Расчет ковшового конвейера выполняется в два этапа: предварительное определение основных параметров и ходовой части по исходным данным; поверочный расчет с параметрами, определенными в первом этапе.
Производительность ковшового конвейера
где v 0 – объем ковша, л;
v = 0,16–0,4 м/с – скорость конвейера;
ψ= 0,7–0,85 – коэффициент заполнения ковшей (меньшее значение для кусковых, большее – для хорошо сыпучих пылевидных и зернистых грузов);
а к – шаг ковшей, м.
Размеры ковша проверяют по условию кусковатости.
Предварительное натяжение тяговых цепей
Smax={S0+ω[(qГ+q0)LГ+q0Lч]+(qГ+q0)H}(1+0,1y), (32)
где S 0 – начальное натяжение цепей, принимается S 0 = 20–30 кН;
L г – длина загруженных горизонтальных участков, м;
L х – длина порожних горизонтальных участков, м;
Н – высота подъема груза, м;
у – количество поворотных устройств (включая НУ).
Расчетное усилие на одну цепь
Sрасч=1,15Smax/2. (33)
Расчет размеров тяговых цепей проводится с учетом динамических нагрузок. По расчетному усилию выбирают тяговую цепь и определяют нагрузки q 0и q г, q 0 – распределенная масса движущихся частей, q 0 = (250–300) В, В – ширина ковша, м; q г – распределенная масса груза на 1м полотна конвейера, qГ=Q/3,6 v.
|
|
Определение сил сопротивлений.
На горизонтальных прямолинейных участках:
– для загруженной ветви WГ=(qГ+q0)LГω;
– для холостой ветви Wх=q0Lxω.
На поворотных и натяжных устройствах
Wзв=Sn-1(ξ-1), (34)
где Sn -1 – натяжение перед поворотным устройством, Н;
ξ – коэффициент сопротивления движению на ходовой части на поворотных и натяжных устройствах.
Сопротивления на разгрузчиках
Wp=1,2(mkg+qГtk), (35)
где m к – масса порожнего ковша, кг;
t к – шаг ковша, м.
Максимальное натяжение цепей S max = S нб.
Окружное усилие на приводных звездочках
P 0 = S нб – S сб (36)
Крутящий момент на приводном валу
Mпр=(P0D0)/2ηпр, (37)
где D 0 – диаметр начальной окружности приводных звездочек, см;
ηпр=1/ξ – кпд привода вала.
Мощность электродвигателя
N= v kзΣW/η, (38)
где k 3 – коэффициент запаса;
По рассчитанной мощности двигатель выбирается по каталогу.
Тормозной момент
MT=(qГH-cTΣW)(D0/2)ηпр=[qГH-cT(P-qГH)](D0/2)ηпр, (39)
где с т – коэффициент уменьшения сопротивлений.
Подробный тяговый расчет производится методом обхода по контуру (рис.36), начиная с точки наименьшего сопротивления – точки (0), формулы для расчета представлены в табл. 5.
Рис. 36. Схема для подробного тягового расчета
Поверочный тяговый расчет заключается в определении и последовательном суммировании сил сопротивления по контуру трассы: от точки наименьшего натяжения по направлению движения; от точки наименьшего натяжения против направления движения до привода.
|
|
Таблица 5. Формулы к подробному тяговому расчету ковшового конвейера
№ точки | Формула к расчету |
Расчет по направлению движения | |
S0=Smin=20-30 кН | |
S1=S0+q0ω l 0-1 | |
S2=S1+(qГ+q0)ω l 1-2 | |
S3=S2+S2(ξ-1)+(qГ+q0)(D0/2)ξ | |
S4=S3+(qГ+q0)H3-4 | |
S5=S4+S4(ξ-1)+(qГ+q0)(D0/2)ξ | |
S6=S5+(qГ+q0)ω l 5-6+12(mkg+qГtk) | |
S7=S6+q0ω l 6-7=Sнб | |
Расчет против направления движения | |
S8=S0+q0(D0/2)ξ-S0[1-(1/ξ)] | |
S9=S8+q0H8-9=Sсб |