double arrow

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

(1812-1870)

-русский философ, писатель и публицист. Окончил физико-математическое отделение Московского универси­тета; его сочинение о системе Н. Коперника при окончании университета не было удостоено золотой медали, поскольку в нем было «слишком много филосо­фии». Философией А. И. Герцен увлекался с отрочества. При вы­ходе из университета был аресто­ван вместе с близким другом Н. П Огаревым «за политическую неблагонадежность», выслан в провинцию, где около десяти лет был обязан работать в правительственном учреждении. По выходе в отставку усиленно занимался литературной работой, а в 1847 г. навсегда эмигрировал из России. Умер и похоронен в Париже.

Колоссаль­ное влияние на русскую общественную мысль оказали издававшиеся им за рубежом журналы «Полярная звезда» и «Колокол». Чисто философские работы А. И. Герцена—«Ди­летантизм в науке», «Письма об изучении природы». Через все твор­чество А. И. Герцена проходит страстное, мужественное искание истины, на которое в заграничный период его жизни легла печать глубокого разочарования.

Имея естественнонаучное образование, А. И. Герцен высоко ценил связь между философией и естественными науками, уделял большое внимание проблеме единства бытия и мышления, поискам метода познания, наиболее точно отражающего действительность и основанного на единстве «опыта» и «умозрения». Он отрицательно отно­сился к религии, идее Бога и личного бессмертия.

При­знавая эгоизм и общественность «непременными стихиями» человеческой жизни, А. И. Герцен отстаивал высоту «само­державной независимости» человека и утверждал, что «под­чинение личности обществу, народу, человечеству, идее есть продолжение человеческих жертвоприношений». Мучительно перенося поражение революции 1848 г., Герцен пережил тяжелую духовную драму. Его взгляды обрати­лись к России с ее деревенской общиной и артелью, с ко­торой он связывал свои надежды на достижение социаль­ного идеала.

ГОББС ТОМАС

(1588—1679)

— английский фило­соф. Окончил Оксфордский уни­верситет. В период гражданской войны в Англии находился в эми­грации во Франции (1640—1651).

Значительным вкладом в ми­ровую философию является соци­альное учение Т. Гоббса, в кото­ром исходным понятием было «естественное право», т. е. право человека защищать любыми сред­ствами свою жизнь и благосостоя­ние, поскольку «природа созда­ла людей равными в отношении физических и умственных спо­собностей».

Согласно Т. Гоббсу, господство «естественного права» с наибольшей силой про­является в естественном состоянии человеческого общества, когда в нем еще нет ни государственности, ни морали. Та­кое состояние общества представляет собой непрерывную «войну каждого с каждым» и является неустойчивым, грозя человечеству самоистреблением. Возникает необходимость перехода к стабильному гражданскому, государственному состоянию общества. Этот переход осуществляется путем общественного договора: все члены общества безоговорочно уступают свои права главе государства, взамен чего он га­рантирует им безопасность.

Чувственные качества философ трактовал не как свой­ства вещей, а как способы их восприятия людьми. Согласно Т. Гоббсу, «нет ни одного понятия в человеческом уме, ко­торое не было бы порождено первоначально, целиком или ча­стично, в органах ощущения». Общие понятия существуют только в мышлении.

ГОЛЬБАХ ПОЛЬ АНРИ ( 1723—1789 )

- французский фи­лософ, уроженец Германии. Изучал химию в Лейденском университете. Был близким другом и соратником Д. Дидро в издании знаменитой «Энциклопедии», для которой написал около 400 статей по естественнонаучным и техниче­ским проблемам. Обладатель зна­чительного состояния, П. Гольбах щедро субсидировал издатель­скую деятельность просветителей.

За непримиримость к религии П. Гольбаха называли «личным врагом Бога». Ни одно из прижизненно опубликованных сочинений философа не вышло под его именем и не печаталось во Франции, а лишь за ее пределами, ано­нимно, под различными псевдонимами. Главный труд его жизни «Система природы» был приговорен парижским пар­ламентом к сожжению. Он рассмат­ривал природу как «колоссальное соединение всего сущест­вующего». Она всецело материальна и является «своей собственной причиной». Пытаясь проникнуть в тайны при­роды, мы находим лишь различную по свойствам движущую­ся материю.

Настаивая на жесткой природной, материаль­ной обусловленности всех процессов и явлений, в том числе морального и духовного мира, он пришел к выводу, что ни­чего случайного в мире нет, а все совершается по необхо­димости. И человек как часть природы тоже включен в этот мир фатального, вечного, незыблемого, установленного в природе порядка.

В области социальной философии П. Гольбах, как и все просветители, верил в разум как единственное средство достижения человеческого счастья. Возврат к «вечным законам» разума, понимание человеком своей общественной природы, отказ от всех суеверий и предрассудков, в первую очередь религиозных, победа просвещения и воспитания над не­вежеством — вот средства достижения идеального общест­венного состояния.

В своей критике религии П. Гольбах особенно подчер­кивал ее связь с тиранической властью: мир деспотизма таит в себе семя революции.

ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

(1822—1885)

— русский естествоиспытатель, культуролог, автор памятника русской общественной мысли XIX в. «Рос­сия и Европа». Выходец из дворянской семьи, окончил Царскосельский лицей, учился на естественном факуль­тете Петербургского университета, защитил кандидатскую диссертацию по математике. Был арестован по делу круж­ка М. В. Петрашевского, сослан в Вологду, где стал чинов­ником департамента сельского хозяйства. Писал статьи по вопросам биологии, статистики, политэкономии.

Философско-историческая концепция Н. Я. Данилев­ского, известная как «теория культурно-исторических ти­пов», исходит из того, что не существует единого чело­вечества, единой линии прогресса. «Естествен­ная система» в исторической науке опирается у Н. Я. Дани­левского на представление, согласно которому культурно-исторический процесс складывается из развития локальных цивилизаций, или культурно-исторических типов (их всего ученый насчитывал тринадцать: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, грече­ский, римский, арабский, германо-романский, перуанский, мексиканский, славянский). Любая из этих культур рождается, живет и умирает. Жизненный цикл составляет 1500 лет. Первый период развития этнографический, он длится 1000 лет. В данный период вырабатывается устойчивый психический склад, который предопределяет направление культурного творчества и раз­витие духовных сфер культуры.

Второй период (длительностью в 400 лет) характери­зуется формированием государственности. Третий — творческий, или цивилизационный, период, когда культура начинает «плодо­носить», т. е. вырабатывает оригинальные формы наук, искусств, философий, религий, государственно-правового устройства. Этот период относительно короток и продол­жается всего 50—100 лет. Истощив свои творческие силы, культура умирает либо естественной смертью, либо под уда­рами извне, наносимыми враждебными государствами.

ДЕКАРТ РЕНЕ (латини­зированное имя Картезий) (1596— 1650)

—французский философ и математик. Родился в дворян­ской семье. Восьми лет был отправлен в иезуитскую школу, где устаревшим схоластическим курсам предпочитал изучение ма­тематики. Во время службы в ар­мии начал создавать свою «новую философию» и разрабатывать ставшие знаменитыми «Рассуж­дения о методе». Однако фило­софская слава оказалась неспо­койной: с трудом избежав несколь­ких арестов, изведав изгнание и сожжение своих книг, Р. Декарт прожил скитальческую жизнь, 39 раз вынужден был менять место жительства. Преследования продолжа­лись даже в образцовой Голландии, где Р. Декарт провел два своих самых плодотворных десятилетия. За год до смерти он принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм, где умер, не выдержав сурового северного климата. Как иноверец Р. Декарт был похоронен на кладбище для некрещеных младенцев.

Р. Декарт создал аналитическую геометрию, развил уче­ние о преломлении света, внес много нового в механиче­скую физику, психологию, занимался запрещенным анато­мированием трупов. Его труды, в том числе знаменитые «Правила для руководства ума», были внесены римским папой в список запрещенных книг, а блистательный «ко­роль-солнце» Людовик XIV запретил ему преподавание картезианства на всей территории Французского королевст­ва. Так отечество отблагодарило того, кто открыл новую эпоху в философии.

В философии Р. Декарт выступил с призывом пере­смотра всей прошлой традиции. Вместо опыта и наблюде­ний он обратился к исследованию разума и самосознания. Его главное требование — соблюдать при этом принцип очевидности, непосредственной достоверности изучаемого для изучающего. Тем самым он отказался следовать тра­диционным формам передачи знания — авторитету, при­меру, обычаю. Более того, в начале всякого процесса позна­ния он поставил сомнение. В поисках исходного философ­ского положения, наиболее очевидного и достоверного, ко­торое могло бы стать основанием философской системы, Р. Декарт сформулировал свой знаменитый принцип «мыс­лю, следовательно, существую»: можно усомниться во всем, но то, что я, сомневающийся, мыслю и существую, очевид­но. При разработке своего метода познания Р. Декарт осно­вывался на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов. По аналогии с механикой он выстроил и саму логику познания как пути от простейших начал к складыванию сложного механизма знания. Основой и идеаль­ным образцом метода Р. Декарта является математика с ее принципами порядка и измерения.

ДЕМОКРИТ ИЗ АБДЕР (ок. 460—ок. 371 гг. до н. э.)

—круп­нейший древнегреческий ученый-энци­клопедист, философ. Ему принадлежало около 70 работ, включавших все об­ласти современного ему знания. Однако большая часть сочинений Демокрита была утрачена в первые века новой эры, и до нас дошло лишь около 300 подлинных цитат. Его философия оказа­ла сильное влияние на развитие евро­пейской философской и естественно­научной мысли. Демокрит построил первую целостную философскую систе­му, включавшую учение об атомарности бытия, теорию по­знания, учение о происхождении космоса, о душе, этику.

Демокрит разграничил в познании чувственную и рас­судочную стороны. Чувственное познание он объяснял исте­чением атомов из воспринимаемых объектов (атомы дости­гают человеческих органов чувств). Эта сторона познания неполна и недостоверна, так как истинная природа вещей (атомы) может быть постигнута только с помощью мыш­ления, рассудка.

Демокрит придерживался идеи множественности миров и их неоднородности: в иных нет ни Луны, ни Солнца, в иных подобные светила многочисленны; миры находятся на раз­личной стадии развития — одни только возникают в виде атомарных вихрей, другие уже пребывают в расцвете, третьи гибнут, сталкиваясь друг с другом. Философ отграничил живое от неживого, введя представление об одушевлен­ности. Душа атомарна по своему строению, ее атомы име­ют сферическую форму и огненную природу. Человеческая душа отличается тем, что ее атомы чередуются с атома­ми тела.

Демокрит проводил аналогию между человеческим организмом и космосом, а применительно к человеку он впер­вые употребил слово «микрокосм». Человеческая душа, утверждал мыслитель, смертна, хотя образующие ее атомы вечны: тело умирает, а атомы души рассеиваются в прост­ранстве.

ДЕРРИДА ЖАК (1930 —2004) — французский философ и теоретик культуры, представитель постструктурализма, один из наиболее авторитетных теоретиков постмодернизма. Как философ испытал влияние феноменологии, экзистенциализма, герменевтики и психоанализа. Основной философский тезис: «мир есть текст». Центральное место в философии и методологии Деррида занимает понятие деконструкции (впервые веденное в книге «О грамматологии») — особого анализа, представляющего собой не просто разбор текста на элементы, но также последующий новый монтаж, учитывающий критику. Деконструктивистский метод связан со структурализмом и психоанализом, но в нем решающую роль играет анализ письменных текстов. Свой метод деконструкции Деррида применил не только к исследованию культурных феноменов (реклама, кино), но и к истории европейской философии.

Деррида читал лекции во многих американских и европейских университетах, участвовал в сотнях конгрессов, конференций, симпозиумов, коллоквиумов в Европе и за ее пределами, был избран членом нескольких академий. Жак Деррида — автор более 50 книг. Постструктуралистские идеи Жака Дерриды стали одним из основных.концептуальных источников постмодернистской эстетики.

ДИДРО ДЕНИ (1713—1784)

-французский фило­соф, писатель и теоретик искусства. Сын зажиточного ре­месленника, он решительно отказался от карьеры священ­ника и от любой другой «буржуазной» профессии. Невзи­рая на отсутствие всякой материальной поддержки со сторо­ны отца, Д. Дидро предпочел творческую работу и свобод­ную от ханжеских регламентации жизнь. Признанный ли­дер философского кружка просветителей, он был вдохнови­телем и организатором издания тридцатипятитомной «Энцик­лопедии. Д. Дид­ро пережил и драматические ситуации: публичное сожжение его трак­тата «Философские мысли», заключение в одиночную каме­ру Венсенского замка. По приглашению Екатерины II Д. Дидро, уже знаменитый философ, посетил Россию, где давал русской императрице смелые до дерзости советы го­сударственного переустройства.

Самый глубокий и тонкий мыслитель из всех французских материалистов, Д. Дидро остро чувствовал неисчерпаемость процесса познания. Всю свою жизнь находился в процес­се постоянных поисков. Основные философские идеи Д. Дидро связаны с рас­крытием материалистической картины мира. Особенно ярко он разработал идею самодвижения материи. Вся природа — это единый деятельный мир, в котором все находится в непрерывной взаимосвязи и неустанном изменении. Мышле­ние не является свойством всей материи.

Он разрабатывал рационально-критичес­кие оценки христианского вероучения, а также оставил ряд ярких трактатов по философии искусства, расценивая искус­ство как мощный инструмент гражданского, нравственного воспитания. Как все французские просветители, Д. Дидро настаивал на изначально доброй природе человека и верил, что с помощью разума люди безо всякого насилия и при­нуждения могут идти путем добра.

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1836—1861)

— русский литера­турный критик, публицист и фило­соф. Сын священника, окончил духовную семинарию по отделе­нию словесности, затем педагоги­ческий институт в Петербурге. Отзывчивый, восприимчивый, за­стенчивый, с сильно развитым чувством долга, он самоотвержен­но заботился о своих семерых братьях и сестрах — сиротах. На­пряженная работа в редакции журнала «Современник», усиленные литературные занятия дома скоро отразились на здоровье Н. А. Добролюбова. Ле­чение за границей оказалось безрезультатным. Он умер, едва ему исполнилось 25 лет.

Н. А. Добролюбов развивал материалистическое воззре­ние на природу, настаивал на опытном «положительном» методе познания мира, признавал единство и гармонию основой и целью развития природы и человека. Он рас­сматривал всю предшествующую историю как искажение «естественного», «разумного» порядка вещей, причину же его видел в ненормальных общественных отношениях. Выход из этого положения Н. А. Добролюбов обосновывал с пози­ций революционного демократизма. «Естественным» для че­ловеческого общества он считал уважение к труду, глубокие семейные привязанности, братство и солидарность в чело­веческих отношениях. Истинная нравственность, по Н. А. До­бролюбову, связана с достижением гармонии между склон­ностями человека и его долгом, чувством эгоизма и «симпа­тическими отношениями» к другим.

Н. А. Добролюбов-критик активно боролся с концепцией «искусства для искусства», настаивал на «служебной» воспитательной роли искусства и литературы.

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

(ок. 490—430 гг. до н. э.)

— древне­греческий философ. Всю жизнь прожил в родном городе, активно участвуя в общественных делах. Сторонник аристократии.

В своих взглядах Зенон подчер­кивал противоречие между чувст­вами и разумом. Мир, как он дан нашим чувствам, имеет изменчивый, множественный, разно качественный характер, между тем как в мышле­нии он предстает единым, неподвиж­ным и целостным. Философ доказы­вал это с помощью апорий — неразрешимо противоречивых ситуаций, к которым мы приходим, если мыслим движение и множественность. Наиболее известны апории «Дихото­мия» (деление пополам) и «Ахиллес». Согласно первой движение не может ни начаться, ни закончиться. Чтобы достичь цели, движущийся предмет должен пройти сначала половину пути, но до этого — четверть, а до этого восьмую долю — и так до бесконечности.

В апории «Ахиллес» доказывается, что самый быстрый из людей никогда не догонит самое медленное существо, отправившееся в путь раньше Чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен преодолеть расстояние от своего места до черепахи, но за этот промежуток времени, как бы он ни был мал, черепаха продвинется еще, и ситуация будет повторяться снова и снова.

Апории Зенона оказали огромное воздействие на всю последующую историю философии и математики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: