Августин блаженный аврелий (354-430)

—христианский философ, теолог, один из «отцов церк­ви». Родился в Северной Африке, сын отца-язычника и ма­тери-христианки. Изучал риторику в Карфагене, Риме и Милане. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем глу­бокий интерес к философии и страстное желание найти истину. Трудным путем через философские поиски и сомнения описанные в его знаме­нитой «Исповеди», Августин пришел к христианству. Умер Августин в сане епископа североафри­канского города Гиппон.

Создавая философскую концепцию, Августин опирался на наследие античной философии и на собственно христиан­ские идеи. «Ты нас создал для себя, и наше сердце будет не­спокойным, пока не упокоится в тебе» — это обращение к Богу, открывающее «Исповедь», и есть ключ к философии Августина. Он считал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое обретается только в Боге. Чтобы его достичь, необходимы, прежде всего, познание Бога и испытание души. Без Бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Душа человеческая совершеннее, чем тело, ибо близка Богу и бессмертна. Человеческая душа, как помнящая, созерцающая и ожи­дающая Бога, живет во времени. Пре­восходство души над телом требует, чтобы человек заботился в первую очередь о душе, подавляя чувственные наслаж­дения. В осмыслении философии Августин исходил из идеи бо­жественного провидения. Человеческая и божественная ис­тория едины, протекают в противоположных, но взаимно неразделенных сферах — царстве Божьем и царстве земном. В трактате «О граде Божием» Августин описывал два вида человеческой общности: «град земной», основанный на «люб­ви к себе», «доведенной до презрения к Богу», и «град Божий», построенный на «любви к Богу», доведенной «до презрения к себе»

АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН

(ок. 500-428 гг. до н. э.)

— древнегреческий философ и ученый. Большую часть жизни прожил в Афинах. Был обвинен в безбожии и, согласно одной версии, приговорен к смерти, согласно дру­гой — благодаря вмешательству Перикла был освобожден, перебрался в г. Лампсаку, где и умер. Его мировоззрение изложено в трактате «О природе», из которого до нас дошли лишь небольшие фрагменты.

Анаксагор сформулировал свое учение в виде космогони­ческой гипотезы (космогония—учение о происхождении космических объектов). Он полагал, что исходное состояние мира представляло собой бесформенную смесь мельчайших невидимых частиц — «семян». В какой-то момент смесь при­обретает вращательное движение. Космический вихрь посте­пенно видоизменяется, превращаясь в небесный свод, при этом от темного, влажного и холодного слоя, концентри­рующегося в центре, отделяется светлый, горячий и сухой слой, уходя на периферию. Участвующие в движении «семе­на», соединяясь с себе подобными, образуют однородные массы вещества, но не теряют связи с целым, ибо «во всем имеется часть всего».

Фундаментальную роль в философии Анаксагора играет категория «ума» («нус»). Нус—творческая сила действи­тельности, энергетически формирующее начало, выступаю­щее в качестве основной причины мировой эволюции от первичного хаоса к упорядоченному космосу. Нус несет в себе идею перводвигателя и «содержит полное знание обо всем».

АНАКСИМАНДР ИЗ МИЛЕТА (611-545 гг до н. э.) — древнегреческий философ, естествоиспытатель, геог­раф. Сочинения его не сохранились, за исключением един­ственного достоверного фрагмента. О чем и как мыслил Анаксимандр, науке известно из пересказов других древне­греческих авторов.

Философ размышлял о происхождении космоса и пытал­ся построить целостную картину мира. Он исходил из идеи о том, что космос извне окружен пространственно безгра­ничной телесностью, которая и поглощает космос после его гибели. Происхождение космоса Анаксимандр мыслил как трехступенчатый процесс: 1) выделение из безграничной телесности мирового зародыша; 2) разделение в нем про­тивоположностей — влажное, холодное ядро и огненная го­рячая кора; 3) борьба горячего и холодного, порождающая оформленный космос.

Достоверный фрагмент сочинения Анаксимандра содер­жит первую в истории мировой мысли формулировку закона сохранения материи: вещи, разрушаясь, превращаются в те же самые элементы, из которых они возникли. Он уподоблял вещи «должникам», возвращающим «свой долг» в установ­ленный срок «кредиторам», т. е. исходным материальным элементам. Анаксимандр создал первую географическую карту, а так­же первую геометрическую модель Вселенной, высказал гипотезу о центральном положении Земли во Вселенной. Ему принадлежит и идея происхождения «первых людей» от «животных другого вида» (Анаксимандр полагал, что эти животные были подобны рыбам). Данная идея позволяет считать Анак­симандра античным предшественником Ч. Дарвина (1809—1882).

АРИСТОТЕЛЬ ИЗ СТАГИРЫ (384—322 гг. до н. э.)

древнегреческий фило­соф и ученый-энциклопедист, одна из центральных фигур античной мысли. Отец Аристотеля Никомах, придворный лекарь македон­ского царя Аминта III, дал сыну глубокие знания. В 17 лет будущий философ уходит в Афины, где становится учени­ком Платона, однако вскоре занимает самостоятельную фи­лософскую позицию и уходит из Академии. В 343 г. до н. э. становится учителем Александра Македонского. После 30 лет странствий возвращается в Афины и основывает в Ликее собственную школу — перипатетическую (греч. peripatheo — прогуливаюсь). После смерти Александра был вынужден покинуть город и вскоре умер в Халкиде.

Аристотель — автор самой обширной философской и научной системы античности. Аристотель внес решающий вклад практически во все отрасли существовав­шего тогда знания, напи­сал более 150 научных трудов. Главный философский труд — «Метафизика».

Ядром философии Аристотель считал онтологию — уче­ние о сущем. Основа сущего — первая материя. Она принци­пиально неопределима, бесформенна и является лишь потен­циальной предпосылкой бытия. Первоматерия разлагается на четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю. Любая чувственно воспринимаемая вещь представляет со­бой результат соединения материи и формы как ее (вещи) образа, идеи. Действительность — единство телесного (материального) и идеального (формообразующего). Исследуя конкретные вещи, Аристотель выделял в них «первую сущность» (индивидуальные характеристики) и «вторую сущность» (родовую определенность).

В отличие от Платона Аристотель отдавал приоритет кон­кретному, чувственно воспринимаемому. Источник движения Аристотель усматривал в перводвигателе (идея Бога). Душа присуща всем предметам живой природы, считал Аристотель. «Одушевленное существо состоит, прежде всего, из души и тела; душа по своей сути является господствую­щим принципом, тело — принцип подчиненный». Имеются три различных уровня (или вида) души: растительный (души растений), чувственный (души животных) и разумный (ду­ша человека).

Цель жизни человека философ видел в достижении добро­детели. Он отвергал в качестве главных жизненных целей обретение власти или самодовлеющее стремление к наслаж­дениям. Достойной свободного гражданина жизнью он счи­тал либо практическую (наполненную политической деятель­ностью), либо теоретическую (посвященную созерцанию и размышлению). Гарантия добродетельной жизни заключает­ся в том, чтобы избегать крайностей — чрезмерной роскоши и полного отречения от земных благ. Недостаточно знать, что есть добродетель, надо следовать ей.Идеалом философа было госу­дарство, опирающееся на частную собственность, моральные добродетели и рабов. В искусстве Аристотель видел важное средство правдоподобного воссоздания действительности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: