Бердяев николай Александрович

(1874—1948)

— русский философ, религиозный мыслитель, публицист, представитель русского культурного Ренессанса конца XIX — начала XX в. Принадлежал к дворянскому аристократическому роду. Учился в кадетском корпусе, затем — на юридическом фа­культете Киевского университета. В 1898 г. был арестован за пропаганду марксизма и участие в студенческих беспо­рядках. После трехлетней ссылки в Вологде жил в Житомире, Петербурге, Москве, где активно участвовал в общественной и философской жизни. В 1922 г. в числе других русских мыслителей и ученых, не принявших новые реалии в стране, был выслан из России. Сначала жил в Германии, потом во Франции.

Во время второй мировой войны занимал русскую патриотическую, а по мнению некоторых —пробольшевистскую позицию.

Для Н. А. Бердяева характерно философствование «из­нутри», т. е. путем развертывания личностной интуиции. Мир, по его мнению, сложен и противоречив. Глубокая конфликтность характерна для всего мироздания, в котором дух сталкивается с материей и плотью, свобода — с раб­ством, Бог — с кесарем. В качестве основных мотивов своего миропонимания Н. А. Бердяев называл поиски смысла жиз­ни, свободу, творчество, одиночество, тоску по вечности и Царству Божию, бунт против всякого авторитаризма, со­борность. Тема свободы — важнейшая для Н. А. Бердяева. Он считал своим долгом бороться против всех социальных и политических тенденций современности, ведущих к порабо­щению свободного духа, в том числе против «буржуазности», материализма, техницизма и социализма.

Идею всеобщей гармонии он отвергал, а марксизм кри­тиковал за материалистические и будто бы нигилистические черты, а также за превращение, как он полагал, научных абстракций в идеологические мифы и утопии. Рабочий класс, по его мнению, достоин сочувствия и уважения, но было бы безумием считать его лидирующим классом и передавать в ­его руки судьбы цивилизации. Коммунистическую идею Н. А. Бердяев называл «со­блазном» и «обманом» для русского народа, считая, что она направила его религиозную энергию на ложные и нео­существимые земные цели.

БОЭЦИЙ АНИЦИЙ МАНЛИЙ ТОРКВАТ СЕ­ВЕРИН

(ок. 480—524)

—римский ученый, философ, по­литический деятель. По праву рождения принадлежал к высшей римской знати (роды Анициев и Манлиев). Получил блестящее образование в школах Афин, Александрии, Рима. С 510 г. консул, распорядитель фи­нансов остготского королевства Теодориха, захватившего Апеннинский полуостров. Около 522 г.— глава правитель­ства.

В 523—524 гг. в результате дворцовых интриг был отстранен от власти, обвинен в государственной измене, деятельности в пользу Восточной Римской империи и после нескольких месяцев заточения казнен. Впоследствии был назван «последним римлянином».

Боэций в 20 лет был автором цикла трактатов по арифме­тике, музыке, геометрии, астрономии, популяри­затор и систематизатор античного знания. В средние века его называли «латинский Ари­стотель». Он философски обосновал систему образования, создал учебники по арифметике, музыке, геометрии, астрономии, риторике, по которым студенты Европы учились даже в XVIII в., и потому справедливо счи­тается также «отцом» и «учителем» европейского средне­вековья.

В заточении написал ставшее знаменитым «Утешение философией», в котором обосновал жизненное значение фи­лософского знания.

БРУНО ДЖОРДАНО ФИЛИППО

(1548—1600)

— итальянский фи­лософ и поэт. Родился в семье дворянина. В юности - монах до­миниканского монастыря Вы­сказал сомнение по поводу неко­торых католических догматов. Пре­следуемый инквизицией, он по­кинул Италию; побывал в разных европейских государствах, где опубликовал многие свои диалоги, написанные по-латыни в основном в форме философских поэм. По возвращении в Италию (1592) был схвачен инквизицией, провел несколько лет в заточе­нии и как еретик, не пожелавший отречься от своих взглядов, сожжен на костре.

Главные проблемы философских диалогов Дж. Бруно бесконечность мира, его динамическое единство и вечность. Праосновой всего, по мнению Дж. Бруно, выступает Единое, материя, которая является как бы неразвернутой причиной всего существующего. Согласно Дж. Бруно, материя имеет всеобщую одушевленность. Вся природа полна бессознательным творчеством, и человеческое творчество — лишь уподобление ей.

Исходя из гениальных открытий Н. Коперника (1473-1543), Дж. Бруно развивал идеи новой космологии, доказывая бесконечность природы и существование бесконечного множества миров во Вселенной. Человек обязан познавать Вселенную и в соответствии с этим реализовывать самого себя. По отношению к религии он выступал бескомпромиссно.

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1871-1944)

— русский философ и богослов. Родился в семье свя­щенника, учился в семинарии, которую оставил из-за неприя­тия «принудительного благочестия». Юрист по образова­нию. Всерьез увлекся марксизмом, писал по проблемам политической экономии. Член социал-демократической пар­тии, легальный марксист. В 1904 г пережил глубокое разо­чарование в марксизме, пройдя обратный путь «от марксиз­ма к идеализму». Становится видным вождем той части русской интеллигенции, которая искала пути религиозно-философского обновления. В 1918 г. принял священство, а в 1922 г. в числе некоторых других представителей рус­ской культуры и науки был выслан за рубеж. Вся его даль­нейшая жизнь связана с преподаванием в православном Богословском институте в Париже.

В своих трудах С. Н. Булгаков затронул множество философских, религиозных, социально-политических проб­лем и предложил свое оригинальное решение их. В статьях, опубликованных в программных сборниках «Вехи» и «Из глубины», в работе «Карл Маркс как религиозный тип» он выступил против универсальности теории К. Маркса, в ко­торой, как он полагал, отсутствует «проблема и забота о лич­ности». С. Н. Булгаков утверждал, что личное и общест­венное переустройство может опираться только на абсо­лютные нравственные принципы. Он считал социализм К. Маркса проявлением «человекобожия», видел в воинст­вующем атеизме средство упразднения индивидуальности и превращения человеческого общества в «муравейник или пчелиный улей». С. Н. Булгаков предупреждал, что попыт­ка заменить божество человеком и возвеличить человека в качестве человекобога может привести к его перерож­дению в человекозверя.

Раскрытию идеи «Софии Божественной и Софии тварной» посвящена ра­бота «Философия хозяйства», в которой он попытался дать религиозное обоснование взаимоотношения человека и ми­ра как деятельности, раскрыть «софийность» человеческого творчества в знании, хозяйстве, культуре и искусстве.

БЭКОН РОДЖЕР

(ок.1214—1294) — английский ученый и естествоиспытатель. Член ордена францисканцев. Изучал основы всех существо­вавших тогда научных дисцип­лин, знал многие языки, вел обширные исследования, на которые тратил все свое состоя­ние. Р. Бэкон — автор многих научных и технических идей, высказал ряд гениальных для того времени научных догадок (о телескопе, летательных аппа­ратах, открытии пороха и т. п.).

Физические эксперименты Р. Бэкона вызывали подозрение церкви и ордена. Ему было запрещено описывать созданные им изобретения и передавать их другим лицам. За нарушение запрета был наказан десятилетним изгнанием во Францию. Мышление Р. Бэкона уже не было типично средневековым он не признавал непререкаемых авторитетов, отстаивал соб­ственную точку зрения, критиковал всех и вся. Церковная иерархия, естественно, не могла с этим примириться, и он был заключен в монастырскую тюрьму, где содержался почти до самой смерти.

Труды Р. Бэкона были осуждены. Однако это не по­мешало современникам еще при жизни ученого присвоить ему титул «удивительный доктор». Р. Бэкон был одним из первых серьезных критиков средневековой схоластики, ко­торую он обвинял в незнании языков и языческой куль­туры, в отсутствии математических представлений (их он считал основой всех наук), в слепой опоре на догматические положения и авторитеты, минуя опыт и наблюдение. В сферу исследовательских интересов Р. Бэкона входили теория человеческого мышления, проблемы научного и теоре­тического познания, методология экспериментальной науки и философия морали. Сам он превыше всего ставил эксперимент, опирающийся не только на логические аргументы, но и на опыт. Именно опыт Р. Бэкон считал главным источ­ником познания не только чувственных, но и сверхчувствен­ных явлении. Опыт, по Р. Бэкону, может быть внешним, раскрывающим тайны природы, и внутренним, имеющим мистический, интуитивный характер озарения.

БЭКОН ФРЕНСИС (1561—1626)

— английский фи­лософ, активно разрабатывавший методологию опытной науки. Со­временник У. Шекспира. Сын лор­да-хранителя королевской печати, Ф. Бэкон прожил богатую собы­тиями жизнь: был на дипломати­ческой службе, вел юридическую практику, с увлечением занимался политической деятельностью в парламенте. Он был довольно из­вестным для своего времени писа­телем, прославившимся своим пер­вым произведением «Опыты, или Наставления нравственные и политические», написанным в форме эссе. При короле Якове I Шотландском Ф. Бэкон сделал хорошую придворную карьеру, став лорд-канцлером Англии и получив титул барона Веруламского (отсюда второе имя Ф. Бэкона — Веруламец). Однако на этом попри­ще его скоро постигла катастрофа: он был обвинен парла­ментом в интригах и коррупции, предстал перед судом и был осужден. Благодаря вмешательству короля приговор был отменен, но политическая карьера Ф. Бэкона на этом закончилась, и он целиком посвятил себя философской и литературной деятельности. Наиболее значительные его произведения — «О достоинстве и приумножении наук», «Новый органон», утопия «Новая Атлантида».

«Естественная» философия Ф. Бэкона есть наука о реаль­ном мире, основанная на наблюдении внешней природы и духовной жизни человека. Сформулировав лозунг «знание — это сила», философ сыграл огромную роль в утверждении практического применения научных данных, в раскрытии важного значения науки в общественной жизни.

Основная проблематика философской концепции Ф. Бэ­кона связана с темами науки, знания и познания. Ему при­надлежит честь формирования нового метода познания, рез­ко отличающегося от прежнего традиционного схоласти­ческого рассуждения. Философ призывал исходить прежде всего из чувственно воспринимаемого мира в том виде, в ка­ком с ним сталкивается думающий человек. В свою оче­редь, само чувственное познание должно быть включено в контекст опыта и эксперимента. Основным методом «но­вой логики» Ф. Бэкона, существенно отличавшейся от тра­диционной своей целью, способом доказательствам началом исследования, стала индукция.

Ф. Бэкон создал одну из первых в истории философии типологию человеческих заблуждений _(«идолов»), разде­лив их на четыре вида: «идолы» рода, пещеры, рынка и театра. Цель «естественной» философии Ф. Бэкона — показать путь освобождения от всех этих предрассудков и заблуж­дений.

ВОЛЬТЕР (наст. имя Фран­суа Мари Аруэ)

(1694—1778)

— французский философ, писатель и публицист. Происходил из семьи состоятельного нотариуса. Рано обнаружил поэтический талант, вошел в плеяду великих драматургов мира. Сapказм, присущий вольтеровской публицистике, его знаменитый смех, который «бил и жег, как молния», с его антирели­гиозными взглядами существенно усложняли его жизнь. По воле судьбы он то становится придвор­ным историографом Людовика XV, то вынужден бежать за границу, скрываясь от ареста. Пе­режил и заключение в Бастилии. Лишенный права появ­ляться в Париже, последние двадцать лет своей жизни про­вел в уединении в собственном имении вблизи швейцарской границы. Официальные власти боялись его даже мертвого: полиция запретила печатать известия о смерти Ф. Вольте­ра, и похоронить его на провинциальном кладбище удалось только в обход церковных властей. В годы Великой фран­цузской революции прах «короля философов» был с поче­стями перенесен в Пантеон. Ф. Вольтер является видным мыслителем французского Просвещения.

Считая философию не только логически строгой систе­мой мысли, но прежде всего орудием борьбы против нера­зумного, отжившего устройства общества, Ф. Вольтер осо­бенно много сделал для развенчания феодальных порядков, социального деспотизма и насилия, а также засилия религии в духовной жизни людей. Историю Ф. Вольтер считал творением людей, а не Бога, церковь же называл врагом науки и просвещения.

В философии Ф. Вольтера большую роль играли пробле­ма человеческой активности, вопросы общественной при­роды человека, его свободы и свободы воли. В «Философ­ских письмах», «Философском словаре» он, как и другие французские материалисты, близок к признанию вечности и несотворенности материи. Созданный им особый критический стиль философствования под именем «вольтерьянство» стал влиятельнейшим идейным течением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: