Ильин иван Александрович

(1882-1954)

— русский религиозный философ и правовед. Родился в Москве в дворянской семье. Окончил юридический фа­культет Московского университета. В 1922 г. был выслан за рубеж, жил в Германии, бежал от нацизма в Швейцарию.

И. А. Ильин требовал от исследователя живой любви к предмету и это можно считать методом его исследования. Он полагал, что мыслитель должен соединять в себе чувства и разум в служении божественно-предметному ритму своего народа. Общечеловеческий идеал, утверждал философ, пуст без национального лица и живого религиозного опыта.

При­верженность И. А. Ильина государственности и монархии— это протест против хаоса и дезорганизации как итога любой революции. Согласно его концепции, революции лишь ме­няют господина и приводят к власти людей, неспособных к созидательной работе. Страна, отказывающаяся от госу­дарственности и народного единения, идет к саморазруше­нию, народ ее превращается в толпу. Государство — это союз духовно «сопринадлежащих» друг другу людей, племен, наций, объединенных ради общих целей и интересов.

КАНТ ИММАНУИЛ

(1724—1804)

— немецкий фило­соф, основоположник немецкой классической философии. Родил­ся в семье ремесленника в Кениг­сберге (ныне Калининград), где и провел всю жизнь. После оконча­ния философского факультета Кёнигсбергского университета (1745) 9 лет работал учителем, в 1755—1770 гг. стал доцентом, в 1770—1796 гг.—профессором университета. Современники при­знали его первым философом Германии.

В творчестве И„ Канта различают два периода: «докритический» и «критический» (период создания оригинальной философской системы). В первый период была разработана космогоническая гипотеза об образовании планетной системы из первоначальной туманности. Основные произведения вто­рого («критического») периода — «Критика чистого разу­ма» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Кри­тика способности суждения» (1790).

Всякое знание, считал И. Кант, начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знания порождается самой позна­вательной способностью, формами разума. Формы, эти имеют априорный (доопытный) характер, они присущи самой при­роде познания. Опытное (эмпирическое) знание, доставляе­мое чувственными впечатлениями от объектов познания, хаотично и случайно, априорное же знание — необходимо и всеобще.

Философ выступил против противопоставления сенсуа­лизма и рационализма, в результате чего источником зна­ния признавались либо чувственный опыт, либо интеллект. «Ни одну из этих способностей,—считал И. Кант,— нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыс­лить. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы».

Главный вопрос своей трансцедентальной философии (т. е. философии, которая ищет истоки знания в априорных, доопытных структурах) И. Кант формулировал как вопрос о воз­можности априорных синтетических (т. е. дающих новое зна­ние) суждений в каждом из трех основных видов знания: математике, теоретическом естествознании и метафизике (философии). Религия, по И. Канту,— предмет не знания, а веры.

Исходной предпосылкой этики И. Канта является пред­ставление о человеке как свободном существе и высшей цели существования. Человек никогда не должен рассматриваться как средство для достижения внешних целей, сколь бы бла­городными они ни были. Естественным ограничителем человеческого своеволия выступает нравственный закон, который И. Кант считал та­ким же чудом, как и звездное небо над головой. И. Кант сформулировал высшую моральную заповедь («категорический императив»}: «Посту­пай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом».

В социологических воз­зрениях философ выше всего ставил необходимость дости­жения человечеством всеобщего правового состояния и веч­ного мира между народами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: