Ибн Рушд, Ибн рошд абу

(в латинской традиции— Аверроэс) (1126—1198)

—арабский философ, врач, юрист. Создавая свое учение о природе, Ибн Рушд отверг акт единовременного творения природы, материи Богом. Бог в его учении так же вечен, как вечна природа. Божествен­ное творчество заключается лишь в том, что возможные вещи и явления природы становятся действительными. В учении Ибн Рушда утверждается всеобщая причинная связь природных явлений, указывается на наличие естест­венной необходимости в движении небесных светил; этой же необходимости, полагал философ, подчинено и все проис­ходящее на земле, включая общественную жизнь, возник­новение и гибель государств и религий. Рассматривая душу как форму материи, т е. нечто, возникающее в недрах природы, Ибн Рушд отвергал сотворение души Богом и ее бес­смертие. Нематериален только разум (ум, интеллект), а его проявления в мире множественны и индивидуальны, душа лишь способствует этим проявлениям.

В области познания Ибн Рушд отстаивал права разума опровергая нападки богословов на философию. Он считал, что религия должна разграничиваться на так называемую рациональную религию, требующую участия разума и дос­тупную лишь образованным людям, и религию образно-аллегорическую, доступную всем. Это разграничение в даль­нейшем послужило источником учения о двойственной исти­не, согласно которому неистинное с точки зрения богословия может быть истинным в философии.

Идеи Ибн Рушда оказались неприемлемыми для испанс­ких католиков, и в последние годы жизни его преследовала инквизиция. Тем не менее в Испании, Франции и Италии у философа появилось много последователей, называвших се­бя аверроистами. Аверроизм исчерпал себя лишь к началу XVII в. с развитием естественнонаучных знаний в Западной Европе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: