(в латинской традиции— Аверроэс) (1126—1198)
—арабский философ, врач, юрист. Создавая свое учение о природе, Ибн Рушд отверг акт единовременного творения природы, материи Богом. Бог в его учении так же вечен, как вечна природа. Божественное творчество заключается лишь в том, что возможные вещи и явления природы становятся действительными. В учении Ибн Рушда утверждается всеобщая причинная связь природных явлений, указывается на наличие естественной необходимости в движении небесных светил; этой же необходимости, полагал философ, подчинено и все происходящее на земле, включая общественную жизнь, возникновение и гибель государств и религий. Рассматривая душу как форму материи, т е. нечто, возникающее в недрах природы, Ибн Рушд отвергал сотворение души Богом и ее бессмертие. Нематериален только разум (ум, интеллект), а его проявления в мире множественны и индивидуальны, душа лишь способствует этим проявлениям.
В области познания Ибн Рушд отстаивал права разума опровергая нападки богословов на философию. Он считал, что религия должна разграничиваться на так называемую рациональную религию, требующую участия разума и доступную лишь образованным людям, и религию образно-аллегорическую, доступную всем. Это разграничение в дальнейшем послужило источником учения о двойственной истине, согласно которому неистинное с точки зрения богословия может быть истинным в философии.
|
|
Идеи Ибн Рушда оказались неприемлемыми для испанских католиков, и в последние годы жизни его преследовала инквизиция. Тем не менее в Испании, Франции и Италии у философа появилось много последователей, называвших себя аверроистами. Аверроизм исчерпал себя лишь к началу XVII в. с развитием естественнонаучных знаний в Западной Европе.