Леонтьев константин Николаевич

(1831—1891)

—русский мыслитель, писатель, публицист, литературный критик. Известен глубиной социальных пред­сказаний. Родился в Калужской губернии, окончил меди­цинский факультет Московского университета, работал врачом, был дипломатом на Крите, в Константинополе, Адрианополе, где написал великолепные восточные по­вести. В 1871 г. пережил духовный кризис, за четыре года до смерти поселился в Оптиной Пустыни. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре.

К. Н. Леонтьев излагал свои мысли ясно и афористи­чески точно. В работе «Византизм и славянство» обосно­вал теорию циклов развития государств, культур, народ­ностей: первоначальная простота - цветущая слож­ность - вторичное смесительное упрощение. Национальные государства имеют предельный возраст около 1200 лет, поэтому европейские государства он считал умирающими в них нарастает усредненность быта, социальной жизни, культуры. Он первым много писал о гибельности для наро­дов массовой культуры и в целом эгалитарного, т е. уравни­тельного, прогресса. Консерватизм К. Н. Леонтьева («надо подморозить Россию») подразумевал стремление спасти на­циональную культуру и целостность государства, ибо, по его мнению, Россия еще не исчерпала возможностей цветения и силы. Красо­та, полагал К. Н. Леонтьев, всегда соединена с разнообра­зием, многоцветием, она — мерило, всех, даже моральных оценок.

К. Н. Леонтьев резко отвергал либерально-прогрессистские идеи; социализм понимал как «новый феодализм уже вовсе недалекого будущего», а «среднего европейца» — как «идеал и орудие всемирного разрушения».

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ (1729—1781)

— не­мецкий философ-просветитель, теоретик искусства, драматург. Родился в семье лютеранского пастора; учился в Лейпциге, а затем был библиотекарем. История челове­ческого общества, по его мнению, представляет собой процесс мед­ленного развития человеческого сознания, преодоление не­разумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных. Г. Лессинг видел назначение че­ловека не в пустом умствовании, а в живой деятель­ности. Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими феодальными порядками. Он быст­ро освободился от иллюзий в отношении «короля-философа» Фридриха II и назвал Пруссию «самой рабской страной Европы».

Центральное место в творческом наследии Г. Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве. Выступая против норм классицизма, философ отстаивал идею демокра­тизации героя, правдивость, естественность актеров на сцене.

ЛОКК ДЖОН (1632-1704)

-английский философ и политический мыслитель. Его можно назвать пер­вым философом XVIII в., ибо именно он придал философии новый облик и обозначил ее ключевые проблемы. Родился в семье офицера, служив­шего в армии О. Кромвеля. Револю­ция дала ему возможность окончить Оксфордский университет, где, не­взлюбив схоластику, он предпочел заниматься естествознанием и меди­циной. Став домашним врачом и секретарем графа А Шефтсбери, находившегося в оппозиции к восстановленному королевскому режиму, Дж. Локк разделял как политические успехи, так и неудачи своего покровителя.

В период эмиграции он закон­чил главный, двадцатилетний труд своей жизни «Опыт о человеческом разуме». Вернувшись на родину, Дж. Локк основал Английский банк и продолжил философские иссле­дования. Убежденный в том, что философствовать — это значит выводить знания из опытных наблюдений, он вместе с тем обладал здравым, трезвым умом, ему не были чужды шутки и юмор.

Как бывший учитель риторики и превосходный педагог Дж. Локк умел писать и говорить ясно, красиво и убеди­тельно; с одинаковой легкостью писал на латинском, гре­ческом, английском языках. Как политик он оставил це­лостную концепцию буржуазного государственного устройст­ва, став родоначальником теории либерализма.

В центре философии Дж. Локка — теория познания, осно­ванная на отрицании существования врожденных идей и принципов, что доказывалось с помощью обширного историко-культурного материала. Человеческая душа лишена вся­ких врожденных теоретических, практических нравственных понятий. Она есть «чистый лист бумаги» Лишь опыт посредством чувственного знания заполняет этот чистый лист своими письменами. Опыт же есть не что иное, как воздей­ствие предметов окружающего мира на наши органы чувств. Основа всякого познания — ощущение.

Опыт может быть внешним и внутренним, т. е. обретен­ным путем восприятия мира либо опирающимся на собствен­ную деятельность мысли. Идеи, возникающие из внешнего опыта, есть чувственные идеи; происходящие из опыта внут­реннего — рефлексии. Весь опыт, и внешний и внутренний, ведет к возникновению только простых идей. Для того чтобы наша душа получила общие идеи, необходимо размышле­ние. Оно, в понимании Дж. Локка, есть процесс, в котором из простых, полученных на основе внешнего и внутреннего опыта идей возникают новые идеи, непосредственно не вы­водимые ни из чувств, ни из рефлексии. Сюда относятся, например, такие понятия, как пространство и время.

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

(1711—1765)

— русский ученый-энциклопедист, мы­слитель и поэт. Сын рыба­ка-помора, отправившийся пешком с попутным обо­зом учиться в Москву, он прошел путь от слушателя Славяне - греко-латинской академии до первого рус­ского академика в составе Петербургской Академии наук. Историк, механик, хи­мик, минеролог, художник и стихотворец, М. В. Ломоносов охватил все отрасли просве­щения. Ему принадлежит заслуга создания первого россий­ского университета, он сам был, как точно сказал А. С. Пуш­кин, «первым нашим университетом».

М. В. Ломоносов был гениальным ученым, различные учения и открытия которого (например, закон о сохранении материи) далеко опередили его время, но не были оценены современниками. Больше всего он любил химию, и в первую очередь за то, что она «открывает завесу внутреннейшего святилища натуры». Природа, Вселенная и Человек — ос­новные темы философской поэзии М. В. Ломоносова. Он основоположник материалистической традиции русской фи­лософии, под материей понимал то, из чего состоят тела, а Бог — перводвигатель и «архитектор мира».

Из методов научного познания наиболее предпочтитель­ными считал эксперимент, математику и теорию.

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО

(1469—1527)

— флорентийский политолог, писатель, обществен­ный деятель. Участвовал в борьбе с режимом Медичи во Флоренции. Сторонник демократического рес­публиканского строя и создания единой Италии. С 1512 г.находил­ся под домашним арестом и в это время написал большинство про­изведений.

Н. Макиавелли выработал од­но из первых обоснований кон­цепции буржуазного государства с позиций философии права и этики, основанных на прин­ципах индивидуализма. Следствием такого обоснования стало признание им необходимости насилия как инструмен­та обуздания царящего в обществе эгоизма. Подчеркивал независимость политической деятельности от нравственных норм. Национальное объединение Италии связывал с уста­новлением режима личной власти имморального государя, идеал которого видел в Ч. Борджиа, известном своим ци­низмом и жестокостью.

МАРКС КАРЛ ГЕНРИХ (1818—1883)

—немецкий фи­лософ, ученый, революционный деятель. Родился в семье адво­ката. Закончил юридический факультет Берлинского универ­ситета (1841), где изучал фило­софию и историю. В 1841 г. за­щитил докторскую диссерта­цию на тему «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Сотрудничал, а затем стал ре­дактором «Рейнской газеты».

В те же годы познакомился с работами Л. Фейербаха и Г. Гегеля. В 1843 г. переехал в Париж, потом в Брюссель. Вместе с Ф. Энгельсом основал там «Союз коммунистов» (1847). После поражения революции 1848—1849 гг. в Гер­мании поселился в Лондоне, где занялся изучением фило­софии, политической экономии, истории и социалистических учений. Там написал свои главные труды. В 1864 г. при его непосредственном участии было организовано Междуна­родное товарищество, рабочих (I Интернационал), кото­рым К. Маркс руководил до 1872 г. Умер в возрасте 64 лет.

В области теории познания подытожил наработки пред­шествующих философов и на их основе сформулировал со­вместно с Ф. Энгельсом методы научного познания мира при­родного (диалектический материализм) и мира социального (исторический материализм). Сформулировал также требо­вания к научному исследованию: рассматривать каждое яв­ление (природное или социальное) с точки зрения а) усло­вий и причин его возникновения, б) внутреннего источника его развития (путем вычленения и анализа тех его противо­положных сторон, борьба и единство которых вызывают его изменение), в) связей и взаимодействий с другими явления­ми, г) тенденций его развития с определением главной из них, ведущей, с тем чтобы прогнозировать его последующие преобразования, и некоторые другие.

В области социального познания К. Маркс стоял на по­зициях диалектико-материалистического понимания исто­рии человеческого общества как единого, закономерного процесса, имеющего свой внутренний источник развития (им является диалектическое взаимодействие производитель­ных сил и производственных отношений) и в то же время всецело зависящего от внешних, природных условий. Он считал, что материальный базис общества составляют эко­номические отношения между людьми и от них зависят, ими в конечном счете определяются, обусловливаются все другие их отношения, которые, развиваясь относительно са­мостоятельно, также, в свою очередь, влияют на этот базис.

Развивая гуманистические традиции предшествующей философии, К. Маркс в первых своих работах начал иссле­дование проблем отчуждения, а в последующих трудах продолжил его, проследив те важнейшие формы, в которых осуществляется отчуждение от человека его родовой (со­циальной) сущности в условиях. классового общества. Он выделил пять таких форм: 1) отчуждение человека от средств труда, в результате чего он оказывается формально сво­бодным, а на деле — зависимым от собственника этих средств; 2) отчуждение человека от продуктов его труда как принадлежащих не ему, а собственнику средств производ­ства; 3) отчуждение человека от человека как равного ему субъекта человеческих отношений в силу социального, эко­номического и политического неравенства, господствующего в классово-антагонистическом обществе; 4) отчуждение че­ловека от подлинной культуры, вообще духовных ценностей общества, которые являются достоянием лишь господствую­щих классов; 5) отчуждение человека от всего богатства общественных отношений, над которыми он не властен и которые гнетут его, и, следовательно, от его родовой (чело­веческой, социальной) сущности. Все эти формы отчужде­ния в той или иной степени характерны для подавляющей мас­сы людей в классовом обществе и могут быть полностью прео­долены лишь в бесклассовом коммунистическом обществе.

В дальнейшем, развивая понимание истории как взаимо­действия больших масс людей (в отличие от прежних мысли­телей, для которых основным объектом исследования был отдельный индивид, некий «человек вообще»), К. Маркс создал учение о классовой борьбе как движущей силе исто­рии в условиях классового общества; сформулировал основ­ные моменты учения о государстве. Полагая, что господствующие классы добровольно никогда власть угнетенным классам не отдадут, К. Маркс разработал теорию социальной (социалистичес­кой) революции. Исходя из этого, он заложил основы тео­рии коммунизма, сформулировал главные принципы нового общественного строя и подчеркнул, что каждый народ избе­рет свой путь к построению коммунистического общества, но первыми к нему придут индустриально развитые страны.

ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ (1870—1965)

— русский философ. Родился в семье лесничего в Белоруссии. Разделял социалистические и революционные идеи, но затем разочаровался в них. Изучал философию в Бернском университете, потом естествознание в Петербур­ге. Октябрьскую революцию не принял, ибо не видел нравственных обоснований построения нового общества, без чего неизбежны произвол и деспотизм. Некоторое время работал в Петербургском университете, но вскоре был уволен за идеалистические воззрения, а в 1922 г вместе с некоторыми другими деятелями русской науки и культуры выслан за пределы страны. Преподавал в университетах Праги, Братиславы, Нью-Йорка. Умер в Париже в возрасте 94 лет. Автор книги «История русской философии» (1951).

Понимая мир как органическое целое, Н. О. Лосский в то же время защищал непреходящую множественность бытия. Идею творения он применял только к единицам бытия, которые, в свою очередь, порождены Абсолютом. Центральный элемент мира — универсально-мистически по­нимаемая личность. Остальное является лишь производным от деятель­ной активности личности. При этом личность человека пред­ставляется только как высшая форма «потенциально-лич­ностного» бытия природы. «Потенциальные личности, доразвившись до человечности, становятся действительными личностями». Основным инструментом постижения мира, по мнению философа, служит интуиция.

В зависимости от характера объекта в процесс его по­знания включается разного рода интуиция (интеллектуаль­ная, чувственная или мистическая). Абсолют является предметом мистической интуиции, которая не может вести к ошибочным представлениям. Этика Н. О. Лосского основана на принципе нераздель­ности бытия и ценности. Зло есть «вторичная надстройка над доб­ром», «все первозданное есть добро».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: