(1831—1891)
—русский мыслитель, писатель, публицист, литературный критик. Известен глубиной социальных предсказаний. Родился в Калужской губернии, окончил медицинский факультет Московского университета, работал врачом, был дипломатом на Крите, в Константинополе, Адрианополе, где написал великолепные восточные повести. В 1871 г. пережил духовный кризис, за четыре года до смерти поселился в Оптиной Пустыни. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре.
К. Н. Леонтьев излагал свои мысли ясно и афористически точно. В работе «Византизм и славянство» обосновал теорию циклов развития государств, культур, народностей: первоначальная простота - цветущая сложность - вторичное смесительное упрощение. Национальные государства имеют предельный возраст около 1200 лет, поэтому европейские государства он считал умирающими в них нарастает усредненность быта, социальной жизни, культуры. Он первым много писал о гибельности для народов массовой культуры и в целом эгалитарного, т е. уравнительного, прогресса. Консерватизм К. Н. Леонтьева («надо подморозить Россию») подразумевал стремление спасти национальную культуру и целостность государства, ибо, по его мнению, Россия еще не исчерпала возможностей цветения и силы. Красота, полагал К. Н. Леонтьев, всегда соединена с разнообразием, многоцветием, она — мерило, всех, даже моральных оценок.
|
|
К. Н. Леонтьев резко отвергал либерально-прогрессистские идеи; социализм понимал как «новый феодализм уже вовсе недалекого будущего», а «среднего европейца» — как «идеал и орудие всемирного разрушения».
ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ (1729—1781)
— немецкий философ-просветитель, теоретик искусства, драматург. Родился в семье лютеранского пастора; учился в Лейпциге, а затем был библиотекарем. История человеческого общества, по его мнению, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных. Г. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности. Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими феодальными порядками. Он быстро освободился от иллюзий в отношении «короля-философа» Фридриха II и назвал Пруссию «самой рабской страной Европы».
Центральное место в творческом наследии Г. Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве. Выступая против норм классицизма, философ отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актеров на сцене.
|
|
ЛОКК ДЖОН (1632-1704)
-английский философ и политический мыслитель. Его можно назвать первым философом XVIII в., ибо именно он придал философии новый облик и обозначил ее ключевые проблемы. Родился в семье офицера, служившего в армии О. Кромвеля. Революция дала ему возможность окончить Оксфордский университет, где, невзлюбив схоластику, он предпочел заниматься естествознанием и медициной. Став домашним врачом и секретарем графа А Шефтсбери, находившегося в оппозиции к восстановленному королевскому режиму, Дж. Локк разделял как политические успехи, так и неудачи своего покровителя.
В период эмиграции он закончил главный, двадцатилетний труд своей жизни «Опыт о человеческом разуме». Вернувшись на родину, Дж. Локк основал Английский банк и продолжил философские исследования. Убежденный в том, что философствовать — это значит выводить знания из опытных наблюдений, он вместе с тем обладал здравым, трезвым умом, ему не были чужды шутки и юмор.
Как бывший учитель риторики и превосходный педагог Дж. Локк умел писать и говорить ясно, красиво и убедительно; с одинаковой легкостью писал на латинском, греческом, английском языках. Как политик он оставил целостную концепцию буржуазного государственного устройства, став родоначальником теории либерализма.
В центре философии Дж. Локка — теория познания, основанная на отрицании существования врожденных идей и принципов, что доказывалось с помощью обширного историко-культурного материала. Человеческая душа лишена всяких врожденных теоретических, практических нравственных понятий. Она есть «чистый лист бумаги» Лишь опыт посредством чувственного знания заполняет этот чистый лист своими письменами. Опыт же есть не что иное, как воздействие предметов окружающего мира на наши органы чувств. Основа всякого познания — ощущение.
Опыт может быть внешним и внутренним, т. е. обретенным путем восприятия мира либо опирающимся на собственную деятельность мысли. Идеи, возникающие из внешнего опыта, есть чувственные идеи; происходящие из опыта внутреннего — рефлексии. Весь опыт, и внешний и внутренний, ведет к возникновению только простых идей. Для того чтобы наша душа получила общие идеи, необходимо размышление. Оно, в понимании Дж. Локка, есть процесс, в котором из простых, полученных на основе внешнего и внутреннего опыта идей возникают новые идеи, непосредственно не выводимые ни из чувств, ни из рефлексии. Сюда относятся, например, такие понятия, как пространство и время.
ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1711—1765)
— русский ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт. Сын рыбака-помора, отправившийся пешком с попутным обозом учиться в Москву, он прошел путь от слушателя Славяне - греко-латинской академии до первого русского академика в составе Петербургской Академии наук. Историк, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, М. В. Ломоносов охватил все отрасли просвещения. Ему принадлежит заслуга создания первого российского университета, он сам был, как точно сказал А. С. Пушкин, «первым нашим университетом».
М. В. Ломоносов был гениальным ученым, различные учения и открытия которого (например, закон о сохранении материи) далеко опередили его время, но не были оценены современниками. Больше всего он любил химию, и в первую очередь за то, что она «открывает завесу внутреннейшего святилища натуры». Природа, Вселенная и Человек — основные темы философской поэзии М. В. Ломоносова. Он основоположник материалистической традиции русской философии, под материей понимал то, из чего состоят тела, а Бог — перводвигатель и «архитектор мира».
Из методов научного познания наиболее предпочтительными считал эксперимент, математику и теорию.
|
|
МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО
(1469—1527)
— флорентийский политолог, писатель, общественный деятель. Участвовал в борьбе с режимом Медичи во Флоренции. Сторонник демократического республиканского строя и создания единой Италии. С 1512 г.находился под домашним арестом и в это время написал большинство произведений.
Н. Макиавелли выработал одно из первых обоснований концепции буржуазного государства с позиций философии права и этики, основанных на принципах индивидуализма. Следствием такого обоснования стало признание им необходимости насилия как инструмента обуздания царящего в обществе эгоизма. Подчеркивал независимость политической деятельности от нравственных норм. Национальное объединение Италии связывал с установлением режима личной власти имморального государя, идеал которого видел в Ч. Борджиа, известном своим цинизмом и жестокостью.
МАРКС КАРЛ ГЕНРИХ (1818—1883)
—немецкий философ, ученый, революционный деятель. Родился в семье адвоката. Закончил юридический факультет Берлинского университета (1841), где изучал философию и историю. В 1841 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Сотрудничал, а затем стал редактором «Рейнской газеты».
В те же годы познакомился с работами Л. Фейербаха и Г. Гегеля. В 1843 г. переехал в Париж, потом в Брюссель. Вместе с Ф. Энгельсом основал там «Союз коммунистов» (1847). После поражения революции 1848—1849 гг. в Германии поселился в Лондоне, где занялся изучением философии, политической экономии, истории и социалистических учений. Там написал свои главные труды. В 1864 г. при его непосредственном участии было организовано Международное товарищество, рабочих (I Интернационал), которым К. Маркс руководил до 1872 г. Умер в возрасте 64 лет.
В области теории познания подытожил наработки предшествующих философов и на их основе сформулировал совместно с Ф. Энгельсом методы научного познания мира природного (диалектический материализм) и мира социального (исторический материализм). Сформулировал также требования к научному исследованию: рассматривать каждое явление (природное или социальное) с точки зрения а) условий и причин его возникновения, б) внутреннего источника его развития (путем вычленения и анализа тех его противоположных сторон, борьба и единство которых вызывают его изменение), в) связей и взаимодействий с другими явлениями, г) тенденций его развития с определением главной из них, ведущей, с тем чтобы прогнозировать его последующие преобразования, и некоторые другие.
|
|
В области социального познания К. Маркс стоял на позициях диалектико-материалистического понимания истории человеческого общества как единого, закономерного процесса, имеющего свой внутренний источник развития (им является диалектическое взаимодействие производительных сил и производственных отношений) и в то же время всецело зависящего от внешних, природных условий. Он считал, что материальный базис общества составляют экономические отношения между людьми и от них зависят, ими в конечном счете определяются, обусловливаются все другие их отношения, которые, развиваясь относительно самостоятельно, также, в свою очередь, влияют на этот базис.
Развивая гуманистические традиции предшествующей философии, К. Маркс в первых своих работах начал исследование проблем отчуждения, а в последующих трудах продолжил его, проследив те важнейшие формы, в которых осуществляется отчуждение от человека его родовой (социальной) сущности в условиях. классового общества. Он выделил пять таких форм: 1) отчуждение человека от средств труда, в результате чего он оказывается формально свободным, а на деле — зависимым от собственника этих средств; 2) отчуждение человека от продуктов его труда как принадлежащих не ему, а собственнику средств производства; 3) отчуждение человека от человека как равного ему субъекта человеческих отношений в силу социального, экономического и политического неравенства, господствующего в классово-антагонистическом обществе; 4) отчуждение человека от подлинной культуры, вообще духовных ценностей общества, которые являются достоянием лишь господствующих классов; 5) отчуждение человека от всего богатства общественных отношений, над которыми он не властен и которые гнетут его, и, следовательно, от его родовой (человеческой, социальной) сущности. Все эти формы отчуждения в той или иной степени характерны для подавляющей массы людей в классовом обществе и могут быть полностью преодолены лишь в бесклассовом коммунистическом обществе.
В дальнейшем, развивая понимание истории как взаимодействия больших масс людей (в отличие от прежних мыслителей, для которых основным объектом исследования был отдельный индивид, некий «человек вообще»), К. Маркс создал учение о классовой борьбе как движущей силе истории в условиях классового общества; сформулировал основные моменты учения о государстве. Полагая, что господствующие классы добровольно никогда власть угнетенным классам не отдадут, К. Маркс разработал теорию социальной (социалистической) революции. Исходя из этого, он заложил основы теории коммунизма, сформулировал главные принципы нового общественного строя и подчеркнул, что каждый народ изберет свой путь к построению коммунистического общества, но первыми к нему придут индустриально развитые страны.
ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ (1870—1965)
— русский философ. Родился в семье лесничего в Белоруссии. Разделял социалистические и революционные идеи, но затем разочаровался в них. Изучал философию в Бернском университете, потом естествознание в Петербурге. Октябрьскую революцию не принял, ибо не видел нравственных обоснований построения нового общества, без чего неизбежны произвол и деспотизм. Некоторое время работал в Петербургском университете, но вскоре был уволен за идеалистические воззрения, а в 1922 г вместе с некоторыми другими деятелями русской науки и культуры выслан за пределы страны. Преподавал в университетах Праги, Братиславы, Нью-Йорка. Умер в Париже в возрасте 94 лет. Автор книги «История русской философии» (1951).
Понимая мир как органическое целое, Н. О. Лосский в то же время защищал непреходящую множественность бытия. Идею творения он применял только к единицам бытия, которые, в свою очередь, порождены Абсолютом. Центральный элемент мира — универсально-мистически понимаемая личность. Остальное является лишь производным от деятельной активности личности. При этом личность человека представляется только как высшая форма «потенциально-личностного» бытия природы. «Потенциальные личности, доразвившись до человечности, становятся действительными личностями». Основным инструментом постижения мира, по мнению философа, служит интуиция.
В зависимости от характера объекта в процесс его познания включается разного рода интуиция (интеллектуальная, чувственная или мистическая). Абсолют является предметом мистической интуиции, которая не может вести к ошибочным представлениям. Этика Н. О. Лосского основана на принципе нераздельности бытия и ценности. Зло есть «вторичная надстройка над добром», «все первозданное есть добро».