Киреевский иван васильевич

(1806-1856)

— русский публицист, издатель, философ. Получив домашнее образование, поступил в Московский государст­венный архив Иностранной коллегии. Занимался литера­турной критикой. В 1830 г. путешествовал по Европе. По возвращении приступил к изданию собственного журнала «Европеец», почти сразу же запрещенного. В 1845, 1852, 1856 гг. предпринимал столь же неудачные попытки вернуть­ся к издательской и редакторской деятельности. Подчер­кивал необходимость просвещения в России.И. В. Киреевский считал, что мировой исторический процесс универсален, но на каждом из его этапов роль отдельных народов значительно возрастает. Таковой пред­ставлялась ему роль России в то время. Это связано, по­лагал философ, со спецификой православной образован­ности (ее смысл — «внутреннее устроение духа силою изве­щающейся в нем истины») в отличие от западноевропей­ской, внешне-формальной образованности. Согласно И. В. Ки­реевскому, в истинном образовании участвуют не только ум, но и все способности души. При этом он указывал на особую роль «огромного согласия всей Русской земли», основанного на общинной собственности, крестьянском мире. Таким образом, он сформулировал идею мировой роли российского уклада жизни и православия на современном ему этапе мировой истории.

КОНТ ОГЮСТ (1798—1857)

— французский философ, социолог и популяри­затор науки. Ввел термин «со­циология». Социология составляла главный предмет научных инте­ресов О. Конта. Объект изуче­ния — общество он рассмат­ривал как находящийся в про­цессе эволюции организм, образуемый инстинктивными и производственными связями между людьми. Главной гор­достью О. Конта был откры­тый им «закон трех стадий», согласно которому все мысли человека проходят три сменяющих друг друга состояния: теологическое, характеризующееся господством религии, вообще идей, в которые люди слепо верят; метафизическое, в котором преобладают разного рода абстрактные сущ­ности (теплород, флогистон, эфир, дух); позитивное, осно­вывающееся на точной оценке внешней реальности, опыт­ных данных и строгой логике. Каждое из этих умствен­ных состояний служит основой определенного типа общест­венной организации и как бы пронизывает собой все сто­роны общественной жизни.

На теологической стадии лидерами являются священ­ники, в обществе господствует военно-авторитарный режим. На метафизической стадии, которая отличается усилением критически мыслящего, анализирующего интеллекта, боги и слепые верования отвергаются, развиваются торговля, ре­месло, мореплавание. Но падение веры приводит к ослаблению и разрыву социальных, связей, что влечет за собой социальные кризисы и революцию. На смену разрушительной метафизической эпохе, отмеченной «анархией умов», при­ходит «позитивный синтез» научного знания, средоточием которого является социология. Эта наука, согласно О. Кон­ту, призвана стать основой нового, рационально организованного общества, во главе которого будут стоять ученые и философы.

КОНФУЦИЙ, КУН ЦЮ (551—479 гг до н. э.)

(в литературе часто именуется Кун-цзы «учитель Кун»)

— древнекитайский фило­соф, основатель конфуцианства, крупнейший педагог своего време­ни. Происходил из семьи обеднев­ших аристократов-чиновников и военных, долгое время зарабаты­вал средства к существованию преподаванием четырех дисцип­лин — морали, языка, политики и литературы. Эти предметы Кон­фуции излагал по древним кни­гам, составлявшим основу тради­ционного китайского образования, поэтому самого фило­софа и его последователей называли учеными книжника­ми. В 50 лет Конфуций стал высоким придворным санов­ником в царстве Лу, но его карьера продолжалась недолго: он покинул службу из-за интриг и невозможности исполь­зовать на практике те взгляды на государственную деятель­ность, которые у него сформировались. 13 лет Конфуций путешествовал, пытаясь в иных китайских царствах реали­зовать свои идеи, но не нашел им применения.

Источником наших знаний об учении Конфуция являют­ся записи его бесед и высказываний, сделанные учени­ками и последователями. Философа более всего интересо­вали вопросы, связанные с умственным и нравственным обликом человека. Он создал учение о благородном муже — идеальном человеке, развившем в себе благодаря воспита­нию, образованности, освоению культурного наследия ка­чество «жэнь» — гуманность (любовь к людям, справедли­вость, верность, искренность). Особое внимание философ уделял этикету— правилам благопристойного поведения человека в различ­ных жизненных ситуациях. Музыку он считал самым резуль­тативным средством улучшения человеческой нравствен­ности. Идеи Конфуция оказали огромное влияние на всю последующую историю государственной мысли Китая.

КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ (Николай Кребс) (1401—1464)

— мыслитель раннего Возрождения, во многом предвосхитивший фи­лософию Нового времени. Как епископ католической церкви, кар­динал и «легат по всей Германии», генеральный викарий при папе Илье II, Н. Кузанский подчинялся требованиям средневекового по­рядка, но его понимание мира и человека было устремлено в буду­щее. Сын мозельского крестьяни­на, он изучал в Гейдельберге философию, математику и естест­вознание, в Падуе — право. Став церковным деятелем, стре­мился превратить церковь в духовный центр общественной жизни, мечтал об объединении всех религий в католичестве.

Свою собственно философскую и научную деятельность Н. Кузанский рассматривал как побочное занятие «для облегчения души от тяжких забот». Оставил ряд серьезных трактатов по математике, часто привлекая математические выкладки для подтверждения своих философских идей. Ёго главный труд «Об ученом незнании» посвящен проблеме отношения Бога и мира. Для Н. Кузанского Бог—это «развернутый мир» и его познание есть дело разума, а не веры, которая постигает Бога лишь в его «свернутой» форме.

Человеческое познание подчинено закону противополож­ностей: перед нами либо круг, либо многоугольник. «Уче­ное познание» есть стремление к бесконечному, в котором все противоположности взаимно сливаются: бесконечный многоугольник отождествляется с кругом. Бог есть тот мак­симум бесконечности, в котором сливаются все противопо­ложности и который недоступен для рационального человеческого познания. Бесконечность Бога «разворачивается» как во Вселенной, так и в индивидуальном человеческом существовании. Человек в своей «завершенности» напол­нен божественностью, хотя она у него и ограничена. Абсо­лютное слияние божественного и человеческого состоялось лишь во Христе. Человек тоже «бог», но не в абсолют­ном смысле, он есть как бы ограничение божественного принципа, как Космос есть ограниченный максимум. Чело­век — не часть целого, а новое целое, индивидуальность.

КЬЕРКЕГОР СЕРЕН ААБЬЕ

(1813—1855)

— датский философ и теолог. Был седьмым ребенком в семье. Рос в атмосфере фанатиче­ской религиозности. Учеба на теоло­гическом факультете Копенгагенско­го университета не была плодотвор­ной: юноша вел богемный образ жизни, послуживший причиной его глубокой депрессии. Важнейшее со­бытие в его судьбе — знакомство с Региной Ольсен, которая впослед­ствии стала героиней его философ­ских сочинений. Большая взаимная любовь, подготовка к свадьбе... но все закончилось неожи­данным немотивированным разрывом. После смерти отца, в обстановке полного одиночества, начался период затворни­чества и интенсивной интеллектуальной работы. Конец жиз­ни — полемика с официальными церковными кругами, нерв­ное истощение и смерть. При жизни С. Кьеркегор был ни­кому не известным писателем, объектом насмешек и издевательств. Известность пришла к нему в XX в.

С. Кьеркегор последовательно выступал против стрем­ления понять личность человека как момент объективного духа, часть истории. Такая позиция, считал он, «сверхлична», ибо отдает индивида во власть «анонимного всеоб­щего», отрицает свободу, снимает личную ответственность, лишает человека возможности относиться к окружающему и самому себе с точки зрения нравственного выбора. Толь­ко индивидуальный выбор, исходящий из глубин нашего Я, при полной независимости от природных и общественных связей создает подлинно личностное бытие человека.

В качестве главного признака достижения «подлинности» выступает страх, выражающий глубинную ситуацию «чело­век в мире» и (в отличие от страха—боязни) составляю­щий изначальную характеристику личности. Высшим ду­ховным обоснованием и оправданием религиозной стадии является, по мнению С. Кьеркегора, безотчетная вера в Бога.. Символ этой стадии — библейский Авраам, готовый, по велению Божию, принести в жертву своего единствен­ного сына Исаака. К осознанию религиозного значения своей личности человека может привести только абсолют­ное отчаяние, другого пути к Богу не существует.

ЛАМЕТРИ ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ (1709—1751)

— французский философ. Его отец был состоятельным купцом и готовил сыну карьеру священника, но Ж. Ламетри предпочел стать врачом. Успешно занимался новаторской медицинской практикой. В Париже был врачом королевской гвардии. Желание философски осмыслить свой медицинский опыт о зависимости души от тела побудило его написать «Трактат о душе». Книга была публично сожжена, сам Ж. Ла­метри бежал в Голландию из-за угрозы ареста. Перипетии судьбы привели его в Берлин, где он стал придворным врачом и королевским чтецом Фридриха II, игравшего перед Европой роль «просвещенного государя». Умер внезапно, проверяя на себе новый способ лечения.

В знаменитых трудах «Человек-машина» и «Человек-растение» Ж. Ламетри разработал учение о душе, рассмат­ривая человеческие способности мыслить и чувствовать как свойства самой материальной телесности. Вся психи­ческая и духовная деятельность человека зависит, по Ж. Ла­метри, от особой организации мозга и тела, она есть резуль­тат этой организации. Человек, как «машина» является целостным материальным существом, многие закономер­ности жизнедеятельности которого имеют физиологиче­скую и биологическую подоплеку.

Ж. Ламетри высказывал идеи эволюции живых существ, считая главными отличиями человека от растительного и животного мира больший объем присущих ему потребностей, способность мыслить, умение отличать добро от зла. Главные идеи Ж. Ламетри в области этики связаны с доказательством неотъемлемого права каждого человека на личное и вполне земное счастье, полнокровную жизнь, ориентированную на ценности настоя­щего.

ЛАО-ЦЗЫ («Старый учи­тель»)

(собственное имя Ли Эр)

— древнекитайский леген­дарный основатель даосизма; согласно преданию, родился в 604 г. до н. э., однако есть основания сомневаться в исто­рической реальности его лич­ности. С именем Лао-цзы при­нято связывать три основных учения даосизма- 1) учение о пути (дао), т. е. естественном законе возникновения, разви­тия и исчезновения всех вещей, Вселенной и человека; 2) уче­ние о постоянном свойстве вещи, через которое способно проявиться, обнаружить себя незримое и неслышимое дао; 3) учение о «недеянии» (у-вэй), означающее подчинение ес­тественному процессу, жизнь в гармонии с дао, отсутствие какой-либо активности, препятствующей реализации само­произвольного порядка вещей.

Идеи Лао-цзы получили развитие в творчестве Чжуан-цзы и повлияли на формирование школ древнекитайской философской мысли.

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ

(1646—1716)

— немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языко­вед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1672—1676 гг. жил в Париже.

Основа философской систе­мы Г. Лейбница — учение о монадах (монадология). Монада—простая, неделимая субстанция. Монад существует бесконечное множество, они активны, нематериальны. Каж­дая монада — самостоятельная единица бытия. Хотя ни од­на монада не оказывает никакого воздействия на дру­гие, тем не менее, движение и развитие каждой из них нахо­дится в полном соответствии с движением и развитием дру­гих. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной Божественной во­лей. Монады не имеют пространственных характеристик, они чувственно непостижимы. Их главная способность — стремление к восприятиям.

Г. Лейбниц различал монады трех видов: монады «ниж­ней ступени» с пассивной способностью восприятия образу­ют «неясные представления»; монады «средней ступени» спо­собны иметь ощущения и относительно ясные пред­ставления; и наконец, высшие монады (монады-духи) наде­лены полноценным сознанием. Соответственно этому те­ла, состоящие из монад первого рода, относятся к неживой природе; тела, в которых монады способны к ощу­щениям, составляют живой мир; человек. — носитель мо­над, наделенных сознанием.

.

ЛЕВИ-СТРОС КЛОД (род.1908)- французский антрополог, этнолог, социолог и философ.

Леви-Строс — один из основателей структурализма, создатель структурной антропологии, автор оригинальной и глубокой теории первобытного мышления. Как антрополог изучал этнические группы индейцев Латинской Америки, их образ жизни и мышление.

Леви-Строс показал, что, несмотря на свой конкретно-эмоциональный характер, мифологическое мышление способно к обобщению, классификации и логическому анализу. В теории Леви-Строса мифологическое мышление выступает как одно из проявлений коллективного бессознательного, относительно независимое от других форм племенной деятельности. Леви-Строс рассматривал первобытное мышление как проявление коллективного бессознательного — наиболее удобного объекта для выявления структур ума, единых для древнего и современного человека. Эти идеи Леви-Строса частично совпадают с идеями психоаналитика К. Юнга о мифологических «архетипах», составляющих содержание коллективного бессознательного; однако, в отличие Юнга, Леви-Строс говорит не о соотношении инстинктивного и сознательного, но о соотношении природы и культуры, не о психологических, но о логических противопоставлениях. Социальная антропология начинается для Леви-Строса с наполнения понятий в оппозиции «свои / чужие». Любое человеческое общество и индивид, в нём живущий, противопоставляет себя всем прочим группам по стереотипу поведения. Основные работы: «Структурная антропология», «Первобытное мышление».

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870-1924)

— русский революционный деятель, публи­цист, теоретик марксизма, создатель и первый руководи­тель Советского государства, лидер Российской Коммуни­стической партии большевиков.

Отец — И. Н. Ульянов, директор народных училищ Сим­бирской губернии, человек умеренно-либеральных взгля­дов. На формирование мировоззренческих позиций В. И. Ленина оказали влияние демократические и просветительские традиции семьи, знакомство с социальными противо­речиями тогдашней России. В 16 лет, В. И. Ленин по­рвал с религией. Огромное психологическое воздействие оказала на него казнь брата — народовольца Александра, который привил ему любовь и вкус к социально-экономиче­ской литературе. В конце 80-х годов он начал изучать рабо­ты Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, затем К. Марк­са и Ф. Энгельса и постепенно стал убежденным марксис­том. Жизнь В. И. Ленина — жизнь профессионального ре­волюционера, посвятившего себя делу социалистической революции в России и созданию партии как инструмента ее осуществления.

Основной философский труд В. И. Ленина — «Материа­лизм и эмпириокритицизм» представляет собой изложение и защиту основных положений диалектического и исторического материализма. В. И. Ле­нин подверг аргументированной критике некоторые на­правления западной философии конца XIX — начала XX века, оценил их как реакци­онные, проследил их связь с традиционно идеалистически­ми и агностическими доктринами Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта. Одновременно в книге рассматриваются такие понятия марксистской философии, как «материя», «опыт», «истина», «познание», «причинность», в частности, дается определение «материи» как философской катего­рии, служащей «для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копиру­ется, фотографируется, отображается нашими ощущения­ми, существуя независимо от них»

Идеалистические тенденции в современной ему филосо­фии В. И. Ленин связывал с кризисом в естествознании на рубеже веков, вызванным некоторыми важными открытия­ми, в том числе делимости атома, и становлением новой фи­зической картины мира. При рассмотрении различных фи­лософских направлений он призывал за «гносеологической схоластикой» видеть «борьбу партий в философии». «Философские тетради» (1914— 1915) содержат ленинские выписки и конспекты работ мно­гих мыслителей от древности до мыслителей современников, а также его собственные замечания и наброски.

Он рассматривал диа­лектику как единственно правильную, подтвержденную всеми научными данными теорию развития. В. И. Ленин особо выделил закон единства и борьбы противоположно­стей, назвав его источником и «ядром» всякого развития. Он также разрабатывал идею активности познания, сфор­мулировал «элементы диалектики». В. И. Ленин выдвинул важное положение о единстве диалектики, логики и теории познания в диалектическом материализме. Относительно философских идей прошлого он подчеркивал необходимость конкретно-исторического подхода к их оценке.

В этике В. И. Ленин считал возможным подчинение нравственных норм классовой и политической целесообраз­ности. Во взглядах на искусство выделял, прежде всего, его общественное значение, считая, например, что «литера­турное дело должно стать частью общепролетарского де­ла». В статьях о Л. Н. Толстом глубоко проанализирована специфика художественного отражения действительности. В собственных эстетических пристрастиях В. И. Ленин тя­готел к критическому реализму XIX в.

Подчеркивая преемственность в развитии культуры и необходимость брать все лучшее из дореволюционного на­следия, В. И. Ленин в то же время настаивал на беспощад­ной борьбе со слепым религиозным фанатизмом и мракобе­сием церковников, вставших против Советской власти, с идеалистической философией, отсекая таким образом су­щественную часть этой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: