(1806-1856)
— русский публицист, издатель, философ. Получив домашнее образование, поступил в Московский государственный архив Иностранной коллегии. Занимался литературной критикой. В 1830 г. путешествовал по Европе. По возвращении приступил к изданию собственного журнала «Европеец», почти сразу же запрещенного. В 1845, 1852, 1856 гг. предпринимал столь же неудачные попытки вернуться к издательской и редакторской деятельности. Подчеркивал необходимость просвещения в России.И. В. Киреевский считал, что мировой исторический процесс универсален, но на каждом из его этапов роль отдельных народов значительно возрастает. Таковой представлялась ему роль России в то время. Это связано, полагал философ, со спецификой православной образованности (ее смысл — «внутреннее устроение духа силою извещающейся в нем истины») в отличие от западноевропейской, внешне-формальной образованности. Согласно И. В. Киреевскому, в истинном образовании участвуют не только ум, но и все способности души. При этом он указывал на особую роль «огромного согласия всей Русской земли», основанного на общинной собственности, крестьянском мире. Таким образом, он сформулировал идею мировой роли российского уклада жизни и православия на современном ему этапе мировой истории.
КОНТ ОГЮСТ (1798—1857)
— французский философ, социолог и популяризатор науки. Ввел термин «социология». Социология составляла главный предмет научных интересов О. Конта. Объект изучения — общество он рассматривал как находящийся в процессе эволюции организм, образуемый инстинктивными и производственными связями между людьми. Главной гордостью О. Конта был открытый им «закон трех стадий», согласно которому все мысли человека проходят три сменяющих друг друга состояния: теологическое, характеризующееся господством религии, вообще идей, в которые люди слепо верят; метафизическое, в котором преобладают разного рода абстрактные сущности (теплород, флогистон, эфир, дух); позитивное, основывающееся на точной оценке внешней реальности, опытных данных и строгой логике. Каждое из этих умственных состояний служит основой определенного типа общественной организации и как бы пронизывает собой все стороны общественной жизни.
На теологической стадии лидерами являются священники, в обществе господствует военно-авторитарный режим. На метафизической стадии, которая отличается усилением критически мыслящего, анализирующего интеллекта, боги и слепые верования отвергаются, развиваются торговля, ремесло, мореплавание. Но падение веры приводит к ослаблению и разрыву социальных, связей, что влечет за собой социальные кризисы и революцию. На смену разрушительной метафизической эпохе, отмеченной «анархией умов», приходит «позитивный синтез» научного знания, средоточием которого является социология. Эта наука, согласно О. Конту, призвана стать основой нового, рационально организованного общества, во главе которого будут стоять ученые и философы.
КОНФУЦИЙ, КУН ЦЮ (551—479 гг до н. э.)
(в литературе часто именуется Кун-цзы «учитель Кун»)
— древнекитайский философ, основатель конфуцианства, крупнейший педагог своего времени. Происходил из семьи обедневших аристократов-чиновников и военных, долгое время зарабатывал средства к существованию преподаванием четырех дисциплин — морали, языка, политики и литературы. Эти предметы Конфуции излагал по древним книгам, составлявшим основу традиционного китайского образования, поэтому самого философа и его последователей называли учеными книжниками. В 50 лет Конфуций стал высоким придворным сановником в царстве Лу, но его карьера продолжалась недолго: он покинул службу из-за интриг и невозможности использовать на практике те взгляды на государственную деятельность, которые у него сформировались. 13 лет Конфуций путешествовал, пытаясь в иных китайских царствах реализовать свои идеи, но не нашел им применения.
Источником наших знаний об учении Конфуция являются записи его бесед и высказываний, сделанные учениками и последователями. Философа более всего интересовали вопросы, связанные с умственным и нравственным обликом человека. Он создал учение о благородном муже — идеальном человеке, развившем в себе благодаря воспитанию, образованности, освоению культурного наследия качество «жэнь» — гуманность (любовь к людям, справедливость, верность, искренность). Особое внимание философ уделял этикету— правилам благопристойного поведения человека в различных жизненных ситуациях. Музыку он считал самым результативным средством улучшения человеческой нравственности. Идеи Конфуция оказали огромное влияние на всю последующую историю государственной мысли Китая.
КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ (Николай Кребс) (1401—1464)
— мыслитель раннего Возрождения, во многом предвосхитивший философию Нового времени. Как епископ католической церкви, кардинал и «легат по всей Германии», генеральный викарий при папе Илье II, Н. Кузанский подчинялся требованиям средневекового порядка, но его понимание мира и человека было устремлено в будущее. Сын мозельского крестьянина, он изучал в Гейдельберге философию, математику и естествознание, в Падуе — право. Став церковным деятелем, стремился превратить церковь в духовный центр общественной жизни, мечтал об объединении всех религий в католичестве.
Свою собственно философскую и научную деятельность Н. Кузанский рассматривал как побочное занятие «для облегчения души от тяжких забот». Оставил ряд серьезных трактатов по математике, часто привлекая математические выкладки для подтверждения своих философских идей. Ёго главный труд «Об ученом незнании» посвящен проблеме отношения Бога и мира. Для Н. Кузанского Бог—это «развернутый мир» и его познание есть дело разума, а не веры, которая постигает Бога лишь в его «свернутой» форме.
Человеческое познание подчинено закону противоположностей: перед нами либо круг, либо многоугольник. «Ученое познание» есть стремление к бесконечному, в котором все противоположности взаимно сливаются: бесконечный многоугольник отождествляется с кругом. Бог есть тот максимум бесконечности, в котором сливаются все противоположности и который недоступен для рационального человеческого познания. Бесконечность Бога «разворачивается» как во Вселенной, так и в индивидуальном человеческом существовании. Человек в своей «завершенности» наполнен божественностью, хотя она у него и ограничена. Абсолютное слияние божественного и человеческого состоялось лишь во Христе. Человек тоже «бог», но не в абсолютном смысле, он есть как бы ограничение божественного принципа, как Космос есть ограниченный максимум. Человек — не часть целого, а новое целое, индивидуальность.
КЬЕРКЕГОР СЕРЕН ААБЬЕ
(1813—1855)
— датский философ и теолог. Был седьмым ребенком в семье. Рос в атмосфере фанатической религиозности. Учеба на теологическом факультете Копенгагенского университета не была плодотворной: юноша вел богемный образ жизни, послуживший причиной его глубокой депрессии. Важнейшее событие в его судьбе — знакомство с Региной Ольсен, которая впоследствии стала героиней его философских сочинений. Большая взаимная любовь, подготовка к свадьбе... но все закончилось неожиданным немотивированным разрывом. После смерти отца, в обстановке полного одиночества, начался период затворничества и интенсивной интеллектуальной работы. Конец жизни — полемика с официальными церковными кругами, нервное истощение и смерть. При жизни С. Кьеркегор был никому не известным писателем, объектом насмешек и издевательств. Известность пришла к нему в XX в.
С. Кьеркегор последовательно выступал против стремления понять личность человека как момент объективного духа, часть истории. Такая позиция, считал он, «сверхлична», ибо отдает индивида во власть «анонимного всеобщего», отрицает свободу, снимает личную ответственность, лишает человека возможности относиться к окружающему и самому себе с точки зрения нравственного выбора. Только индивидуальный выбор, исходящий из глубин нашего Я, при полной независимости от природных и общественных связей создает подлинно личностное бытие человека.
В качестве главного признака достижения «подлинности» выступает страх, выражающий глубинную ситуацию «человек в мире» и (в отличие от страха—боязни) составляющий изначальную характеристику личности. Высшим духовным обоснованием и оправданием религиозной стадии является, по мнению С. Кьеркегора, безотчетная вера в Бога.. Символ этой стадии — библейский Авраам, готовый, по велению Божию, принести в жертву своего единственного сына Исаака. К осознанию религиозного значения своей личности человека может привести только абсолютное отчаяние, другого пути к Богу не существует.
ЛАМЕТРИ ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ (1709—1751)
— французский философ. Его отец был состоятельным купцом и готовил сыну карьеру священника, но Ж. Ламетри предпочел стать врачом. Успешно занимался новаторской медицинской практикой. В Париже был врачом королевской гвардии. Желание философски осмыслить свой медицинский опыт о зависимости души от тела побудило его написать «Трактат о душе». Книга была публично сожжена, сам Ж. Ламетри бежал в Голландию из-за угрозы ареста. Перипетии судьбы привели его в Берлин, где он стал придворным врачом и королевским чтецом Фридриха II, игравшего перед Европой роль «просвещенного государя». Умер внезапно, проверяя на себе новый способ лечения.
В знаменитых трудах «Человек-машина» и «Человек-растение» Ж. Ламетри разработал учение о душе, рассматривая человеческие способности мыслить и чувствовать как свойства самой материальной телесности. Вся психическая и духовная деятельность человека зависит, по Ж. Ламетри, от особой организации мозга и тела, она есть результат этой организации. Человек, как «машина» является целостным материальным существом, многие закономерности жизнедеятельности которого имеют физиологическую и биологическую подоплеку.
Ж. Ламетри высказывал идеи эволюции живых существ, считая главными отличиями человека от растительного и животного мира больший объем присущих ему потребностей, способность мыслить, умение отличать добро от зла. Главные идеи Ж. Ламетри в области этики связаны с доказательством неотъемлемого права каждого человека на личное и вполне земное счастье, полнокровную жизнь, ориентированную на ценности настоящего.
ЛАО-ЦЗЫ («Старый учитель»)
(собственное имя Ли Эр)
— древнекитайский легендарный основатель даосизма; согласно преданию, родился в 604 г. до н. э., однако есть основания сомневаться в исторической реальности его личности. С именем Лао-цзы принято связывать три основных учения даосизма- 1) учение о пути (дао), т. е. естественном законе возникновения, развития и исчезновения всех вещей, Вселенной и человека; 2) учение о постоянном свойстве вещи, через которое способно проявиться, обнаружить себя незримое и неслышимое дао; 3) учение о «недеянии» (у-вэй), означающее подчинение естественному процессу, жизнь в гармонии с дао, отсутствие какой-либо активности, препятствующей реализации самопроизвольного порядка вещей.
Идеи Лао-цзы получили развитие в творчестве Чжуан-цзы и повлияли на формирование школ древнекитайской философской мысли.
ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ
(1646—1716)
— немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1672—1676 гг. жил в Париже.
Основа философской системы Г. Лейбница — учение о монадах (монадология). Монада—простая, неделимая субстанция. Монад существует бесконечное множество, они активны, нематериальны. Каждая монада — самостоятельная единица бытия. Хотя ни одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем не менее, движение и развитие каждой из них находится в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной Божественной волей. Монады не имеют пространственных характеристик, они чувственно непостижимы. Их главная способность — стремление к восприятиям.
Г. Лейбниц различал монады трех видов: монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления»; монады «средней ступени» способны иметь ощущения и относительно ясные представления; и наконец, высшие монады (монады-духи) наделены полноценным сознанием. Соответственно этому тела, состоящие из монад первого рода, относятся к неживой природе; тела, в которых монады способны к ощущениям, составляют живой мир; человек. — носитель монад, наделенных сознанием.
.
ЛЕВИ-СТРОС КЛОД (род.1908)- французский антрополог, этнолог, социолог и философ.
Леви-Строс — один из основателей структурализма, создатель структурной антропологии, автор оригинальной и глубокой теории первобытного мышления. Как антрополог изучал этнические группы индейцев Латинской Америки, их образ жизни и мышление.
Леви-Строс показал, что, несмотря на свой конкретно-эмоциональный характер, мифологическое мышление способно к обобщению, классификации и логическому анализу. В теории Леви-Строса мифологическое мышление выступает как одно из проявлений коллективного бессознательного, относительно независимое от других форм племенной деятельности. Леви-Строс рассматривал первобытное мышление как проявление коллективного бессознательного — наиболее удобного объекта для выявления структур ума, единых для древнего и современного человека. Эти идеи Леви-Строса частично совпадают с идеями психоаналитика К. Юнга о мифологических «архетипах», составляющих содержание коллективного бессознательного; однако, в отличие Юнга, Леви-Строс говорит не о соотношении инстинктивного и сознательного, но о соотношении природы и культуры, не о психологических, но о логических противопоставлениях. Социальная антропология начинается для Леви-Строса с наполнения понятий в оппозиции «свои / чужие». Любое человеческое общество и индивид, в нём живущий, противопоставляет себя всем прочим группам по стереотипу поведения. Основные работы: «Структурная антропология», «Первобытное мышление».
ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870-1924)
— русский революционный деятель, публицист, теоретик марксизма, создатель и первый руководитель Советского государства, лидер Российской Коммунистической партии большевиков.
Отец — И. Н. Ульянов, директор народных училищ Симбирской губернии, человек умеренно-либеральных взглядов. На формирование мировоззренческих позиций В. И. Ленина оказали влияние демократические и просветительские традиции семьи, знакомство с социальными противоречиями тогдашней России. В 16 лет, В. И. Ленин порвал с религией. Огромное психологическое воздействие оказала на него казнь брата — народовольца Александра, который привил ему любовь и вкус к социально-экономической литературе. В конце 80-х годов он начал изучать работы Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, затем К. Маркса и Ф. Энгельса и постепенно стал убежденным марксистом. Жизнь В. И. Ленина — жизнь профессионального революционера, посвятившего себя делу социалистической революции в России и созданию партии как инструмента ее осуществления.
Основной философский труд В. И. Ленина — «Материализм и эмпириокритицизм» представляет собой изложение и защиту основных положений диалектического и исторического материализма. В. И. Ленин подверг аргументированной критике некоторые направления западной философии конца XIX — начала XX века, оценил их как реакционные, проследил их связь с традиционно идеалистическими и агностическими доктринами Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта. Одновременно в книге рассматриваются такие понятия марксистской философии, как «материя», «опыт», «истина», «познание», «причинность», в частности, дается определение «материи» как философской категории, служащей «для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»
Идеалистические тенденции в современной ему философии В. И. Ленин связывал с кризисом в естествознании на рубеже веков, вызванным некоторыми важными открытиями, в том числе делимости атома, и становлением новой физической картины мира. При рассмотрении различных философских направлений он призывал за «гносеологической схоластикой» видеть «борьбу партий в философии». «Философские тетради» (1914— 1915) содержат ленинские выписки и конспекты работ многих мыслителей от древности до мыслителей современников, а также его собственные замечания и наброски.
Он рассматривал диалектику как единственно правильную, подтвержденную всеми научными данными теорию развития. В. И. Ленин особо выделил закон единства и борьбы противоположностей, назвав его источником и «ядром» всякого развития. Он также разрабатывал идею активности познания, сформулировал «элементы диалектики». В. И. Ленин выдвинул важное положение о единстве диалектики, логики и теории познания в диалектическом материализме. Относительно философских идей прошлого он подчеркивал необходимость конкретно-исторического подхода к их оценке.
В этике В. И. Ленин считал возможным подчинение нравственных норм классовой и политической целесообразности. Во взглядах на искусство выделял, прежде всего, его общественное значение, считая, например, что «литературное дело должно стать частью общепролетарского дела». В статьях о Л. Н. Толстом глубоко проанализирована специфика художественного отражения действительности. В собственных эстетических пристрастиях В. И. Ленин тяготел к критическому реализму XIX в.
Подчеркивая преемственность в развитии культуры и необходимость брать все лучшее из дореволюционного наследия, В. И. Ленин в то же время настаивал на беспощадной борьбе со слепым религиозным фанатизмом и мракобесием церковников, вставших против Советской власти, с идеалистической философией, отсекая таким образом существенную часть этой культуры.