Показатели рентабельности

Экономическая целесообразность функционирования коммерческой организации может быть измерена абсолютными и относительными показателями. Используют показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютная величина, оценивающая прирост результата в сравнении с затраченным объемом ресурса. Это абсолютный объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег). В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве базы для расчета (уменьшаемого) показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, чистой прибыли (до налогообложения), прибыли и т.д.

Основным показателем результативности работы коммерческой организации является прибыль. Однако, по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Одна и та же прибыль может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций. Иными словами, сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о размерах и эффективности деятельности предприятия. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного результата (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.

Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с ресурсами (затратами), использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени.

Показатели эффективности, в зависимости от базы и автора расчетов, обычно называют: рентабельностью, доходностью, прибыльностью. Величина рентабельности играет важную роль при анализе работы предприятия, его оценке, а также при принятии решений в области финансовой и инвестиционной деятельности.

Рентабельность – это семейство показателей эффективности производства, построенных по одному общему правилу. Рентабельность – это относительный показатель, в числителе которого стоит прибыль (одна из разновидностей прибыли), а в знаменателе – объем того ресурса или вида затрат, эффективность использования которого определены рис. 7.11. В общем виде показатель рентабельности позволяет определить, сколько рублей прибыли получено на рубль использованных ресурсов или осуществленных затрат. Рентабельность играет в измерении эффективности производства в условиях рыночной экономики первостепенную роль.

Рис. 7.11. Общие принципы определения рентабельности

Поскольку при производстве и реализации продукции используется множество самых различных ресурсов, то, в принципе, может существовать столько же показателей рентабельности. Однако достаточно широкое распространение на практике получил ограниченный круг показателей, характеризующих наиболее общие аспекты рентабельности деятельности предприятия.

Обычно бывает необходимо оценить деятельность предприятия в трех основных направлениях – сферах деятельности, выделенных на рис. 7.12. При этом следует понимать, что об эффективном (производительном) бизнесе, свидетельствуют достижения хороших показателей по всем указанным направлениям.

Рис. 7.12. Краткая характеристика направлений и целей оценки эффективности задействованных ресурсов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: