Ранее рассмотрен один из показателей, основанный на расчете частичной себестоимости – так называемая валовая прибыль, под которой понимается разница между выручкой за продукцию и суммой прямых затрат на ее производство и реализацию.
На базе частичной себестоимости можно построить разные показатели в зависимости от того, что учитывается в частичной себестоимости.
Валовая прибыль получается как следствие очень удобной формы бухгалтерского учета, однако чисто экономически этот показатель лишен особого содержания, т.к. совершенно не понятно, что такое в экономическом смысле сумма прибыли и косвенных затрат (валовая прибыль как раз и представляет собой такую сумму).
Деление условно всех затрат на прямые и косвенные и имеет скорее организационную, чем экономическую природу, поэтому показатель, величину которого каждый бухгалтер будет считать по-своему, не очень подходит для серьезного экономического анализа.
В качестве еще одного критерия распределения затрат на учитываемые и не учитываемые при расчете частичной себестоимости может выступать не отнесение их к прямым или косвенным, а отнесение к переменным или к постоянным: в себестоимость должны включаться только переменные затраты, а постоянные учитываются отдельно.
Поскольку большую часть косвенных затрат можно отнести к постоянным, то этот процесс тоже выглядит как исключение косвенных затрат.
Однако, для точности расчетов из косвенных затрат надо исключать ту их часть, которую нельзя считать постоянной и добавлять к переменным. От процедуры распределения затрат избавиться в этом случае не удается, хотя доля распределяемых затрат существенно уменьшается.
В результате получаем показатель, обогащенный глубоким экономическим смыслом – вклад в покрытие. Здесь имеется в виду, что данный показатель характеризует вклад рассматриваемого продукта в покрытие суммы постоянных затрат предприятия.
Поскольку в советской экономической практике подобная процедура не использовалась, то не было и соответствующего показателя. Поэтому заимствованный «на западе» показатель не имеет устоявшегося названия.
В различных изданиях он называется по-разному. Его называют и валовая прибыль, и маржинальная прибыль, и вклад на покрытие, и сумма возмещения, и маржинальный доход.
Очевидно, что этот показатель не является прибылью. Не является он в полном смысле и доходом.
Будем этот показатель называть маржинальным доходом.
Маржинальный доход играет важную роль в экономических расчетах, т.к. он обладает очень ценным свойством: в довольно широких пределах маржинальный доход на единицу продукции не зависит от объемов выпуска этой продукции. Прибыль таким свойством не обладает.
Рассмотрим небольшой пример.
Пусть предприятие выпускает 1000 шт. изделия по себестоимости 60 руб./шт. и продает по цене 70 руб./шт. Тогда величина прибыли рассчитывается следующим образом:
Прибыль = Объем производства ´ (Цена изделия – удельные расходы) = = 1000 шт. ´ (70 руб./шт. – 60 руб./шт.) = 10 000 руб.
Очевидно, что каждое изделие дает 10 руб. прибыли, а общая прибыль в этом случае равняется 10 000 руб.
На практике часто возникает необходимость расчета прибыли при изменении объема производства с сохранением цены. Очевидно, что в этом случае ключевым вопросом становится поведение затрат. Можно ли предположить, что в расчете на изделие они останутся неизменными? Очевидно, такое предположение будет справедливо лишь при одном условии: все затраты на предприятии являются переменными, а постоянных нет вообще. Но так не бывает.
Проанализируем, как изменится прибыль в рассматриваемом примере в случае сокращения производства до 900 шт. изделий сохранением цены и при постоянных затратах данного предприятия36 000 руб.. Это означает, что переменные затраты в расчете на 1 изделие составят в данном примере:
(1000 ´ 60 – 36 000) / 1000 = 24 (руб./шт.).
Когда объем производства сократится, постоянные затраты будут распределяться на меньший объем продукции, следовательно на 1 шт. будет приходиться:
36 000: 900 = 40 (руб./шт.).
Поскольку переменные затраты в расчете на 1 изделие не изменились, то себестоимость изделия будет равна:
40 + 24 = 64 (руб./шт.).
Прибыль 1 изделия сократится с 10 до 6 руб.:
70 – 64 = 6 (руб./шт.).
Прибыль предприятия в этом случае составит: 6 ´ 900 = 5400 (руб.).
Таким образом, при уменьшении выпуска изделий на 10% прибыль уменьшилась на 46%.
Иное дело маржинальный доход. По определению он равен выручке минус переменные затраты, что в расчете на 1 изделие составит:
70 руб./шт. – 24 руб./шт. = 46 руб./шт.
Поскольку ни цена, ни переменные затраты в расчете на 1 изделие не меняются, то неизменен и маржинальный доход от 1 изделия.
Сокращение объема производства на 10% (с 1000 шт. до 900 шт.) привело к уменьшению маржинального дохода также на 10% – с 46 000 руб.
до 41 400 руб.
Чтобы получать прибыль в обоих случаях, надо из маржинального дохода вычесть постоянные затраты.
Получим:
46 000 руб. – 36 000 руб. = 10 000 руб. – в первом случае;
41 400 руб. – 36 000 руб. = 5 400 руб. – во втором случае.
Эти результаты совпадают с полученными ранее.