Рентабельность собственного капитала и «эффект рычага»

Еще более чистым является показатель рентабельности собственного капитала предприятия, показывающий сколько собственной прибыли приходится на рубль собственного капитала предприятия.

Как известно, в деятельности предприятия, а, следовательно, и в производстве прибыли, участвует как собственный, так и заемный капитал.

В связи с этим немаловажным является вопрос, а какова же отдача собственного капитала.

Очевидно, для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо всю полученную предприятием прибыль разделить на ту часть, которая остается на предприятии, и ту часть, которая будет передана кредиторам в качестве платы за пользование их капиталом. После этого первая часть (т.е. остающаяся у предприятия) сопоставляется с собственным капиталом и получается рентабельность собственного капитала.

Идея чрезвычайно проста, сложности могут возникнуть при ее практической реализации.

Прежде всего, отметим, что в расчете рентабельности общего капитала допущена неточность. По существующим правилам проценты за кредит включаются в себестоимость продукции, если ставка процента не более чем на 10% превышает ставку рефинансирования ЦБ РФ. Для предприятия это действительно расходы. Но, если посмотреть на эту ситуацию не­много шире, то ее можно интерпретировать следующим образом: проценты – это часть фактической прибыли, которую мы отдаем в качестве платы за пользование заемным капиталом. Действующие правила разрешили нам эту прибыль включить в себестоимость, но от этого ее сущность не изменилась.

Поэтому, если хотим точнее определить рентабельность общего используемого капитала, то проценты за кредит, включенные в себестоимость, надо добавить к прибыли. Если это не сделано, то получится, что заемные средства просто снижают рентабельность собственного капитала, ничего не давая взамен.

Пусть ПдНОк – скорректированная прибыль предприятия (к прибыли добавлены проценты за пользование всеми кредитами, включенные в себестоимость).

Скорректированную рентабельность (РкА) и рентабельность собственного капитала (Рск) определим по следующим формулам:

, (7.2)

, (7.3)

где П – это величина пассивов предприятия (размеры пассивов и активов естественно равны друг другу), т.е. сумма заемного капитала (ЗК) и собственного капитала (СК); r – средняя процентная ставка за пользование всеми заемными средствами (включая и бесплатные, например, кредиторская задолженность).

Если проценты, включенные в себестоимость, добавить к чистой прибыли, то получим скорректированную чистую общую рентабельность и чистую рентабельность собственного капитала. Отметим, что чистую рентабельность собственного капитала проще получить, исключив из чистой прибыли все платежи, связанные с использованием заемных средств.

Сравнивая приведенные выше формулы, можно получить зависимость между общей рентабельностью и рентабельностью собственного капитала, которая получила название «эффект рычага».

Очевидно, из формулы 7.2:

. (7.4)

Подставляя это выражение в формулу (7.3) получаем:

. (7.5)

Преобразовываем (П=ЗК+СК):

(7.6)

или

. (7.7)

Эта формула и носит название «эффект рычага».

Она показывает (если >r), в какой мере увеличение доли заемного капитала ведет к росту рентабельности собственного. Если же <r, то, наоборот, в какой мере рост задолженности предприятия снижает рентабельность собственного капитала.

7.6.3. Рентабельность продаж. Связь рентабельности продаж и рентабельности активов

Рентабельность продаж измеряется по следующей формуле:

, (7.8)

где ЧП – чистая прибыль от реализации продукции за период; В – стоимость реализованной продукции. Этот показатель определяет сколько прибыли принес каждый рубль реализованной продукции или, другими словами, сколько прибыли содержится в каждом рубле, вырученном за реализованную продукцию.

Понятно, что сопоставлять с объемом реализованной продукции нужно и чистую прибыль от реализации (т.е. без учета иных доходов и расходов), т.к. в противном случае этот показатель теряет свою качественную определенность.

Определим как связаны между собой рентабельность продаж и чистая рентабельность активов. Для этого проделаем следующие тождественные операции, сохраняющие:

1. Рентабельность активов умножим на 1, представленную отношением В/В, тогда формула примет следующий вид:

. (7.9)

2. Перегруппируем правую часть, формула примет вид:

. (7.10)

3. Обратим внимание на то, что первая дробь, умноженная на 100, есть не что иное, как рентабельности продаж (коммерческая маржа), а вторая дробь – это формула коэффициента оборачиваемости активов КТ (коэффициент трансформации). Таким образом, получаем искомую формулу.

Как видим, рентабельность активов в этой формуле представлена в виде функции рентабельности продаж и скорости оборачиваемости активов. Из формулы видно, что добиться роста эффективности инвестированного капитала (рентабельности активов) можно лишь обеспечивая и рост рентабельности продаж, и ускорение оборачиваемости активов. Эта формула важна для понимания зависимости между важнейшими процессами, формирующими эффективность работы предприятия, поэтому она широко используется в различных схемах факторного экономического анализа.

Рассмотрим аналитические возможности полученного соотношения на следующем простом примере.

Предположим, на некотором предприятии рентабельность активов за год сократилась с 25% до 20%. Определим, в результате чего произошло это снижение. Исходные данные сведем в табличную форму (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Исходные данные для анализа причин снижения рентабельности активов

Наименование показателя Условное обозначение Базовый период Отчетный период
Объем реализованной продукции (выручка) В    
Активы АСР    
Чистая прибыль ЧП    

Определим, как изменились рентабельность продаж и оборачиваемость активов (индексом «б» обозначены показатели в базовом периоде, а «о» – в отчетном).

Итак, на предприятии произошло резкое увеличение объема продаж, в результате чего существенно повысилась оборачиваемость активов. Однако ускоренный рост продаж не сопровождался соответствующим ростом прибыли, поэтому общие результаты ухудшились.

Хотя этих данных явно не достаточно для анализа причин произошедшего, тем не менее, можно высказать предположение, что руководство предприятия (возможно почувствовав затоваривание) решило форсировать сбыт и снизило цену на продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: