Личность – это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самопознанием.
Развитие личности – это равитие мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопления опыта.
В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью. Эта личность еще не вполне сложившаяся, способная к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Условия развития личности дошкольника:
1. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.
Потребность в общении отчетливо выступает в возрасте 2,5 мес и проявляется в комплексе оживления.
В дальнейшем процесс общения развивается в следующем направлении: развитие мотивов общения; развитие средств общения; совершенствования форм общения.
Развитие мотивов общения идет параллельно с развитием личности ребенка. (органические мотивы, познавательные, игровые, деловые, личностные, профессиональные). Развитие мотивационной сферы общения в течении детства расширяет возможности для восприятия личности.
Источником моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а так же сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.
Особую роль в становлении личности ребенка играет семья которая обеспечивает: любовь, эмоциональный контакт, поддержку, мотив становления. Отношения в семье и характер общения с ребенком оказывает влияние на формирование у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Поэтому очень важно кокой метод воспитания ребенка в семье: авторитарный, либеральный, демократический. Существенное значение для развитие ребенка приобретает оценки которые ему и его поведению дают взрослые. Оценка должна быть аргументированной и объективной, если негативная, то позитивно опережающая.
Влияние детской среды на развитие личности ребенка. Детская группа в формировании личности ребенка выполняет несколько функций:
1. Общей социализации (общение)
2. Половой идентификации и дифференциации.
3. Информационное и функциональное формирование ценностных ориентаций.
4. оценочная функция, оценка ровесника влияет на формирование самооценки ребенка.
Притязание на признание – это потребность человека быть признанным другими – это движущая сила, мощный фактор развития личности.
Притязание – это глобальный и обобщенный механизм развитии личности нежели мотивы. Если мотивы есть конкретным побуждением направленный на объект, то притязание охватывает все смысловое пространство в кото
Структура личн. -относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон лич-ти, как целостное образование.
Структура лич. по Платонову
1. направленность -убеждения, мировозрение,личностные смыслы и интересы. – социальный уровень (биологического почти нет)
2. Соц. опыт -умения,навыки,знания,привычки – социально-биологический уровень
3. Формы отражения -особенности познавательного процесса (мышления, памяти, восприятия,внимания) - био-социальный уровень
4. Биологически обусловленная подструктура – скорость протекания нервных процессов, баланс процесса возбуждения и торможения, половые, возрастные свойства психики врожденные свойства типа высшей нервной деят-ти - биологический уровень.
Направленност ь - самое основное, стержень личн.
Направленность- системообразующее свойство личн, определяющее её психологический склад, совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деят-ть личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Направленность всегда соц. обусловлена и формируется благодаря воспитанию, направленность- это установки ставшие свойствами личн. Основная роль направленности личн. принадлежит осознанным мотивам.