З Поняття про самосвідомість. Самооцінка

В психологии выделяют 3 сферы. В которых осуществляется становление личности: - это деятельность, - общение, - самосоз

Осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, побуждениям и мотивам поведения, переживаний и мыслей называют самосознанием личности

Самосознание – чрезвычайно важная, сущностная способность человека, позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя найти свое место в действительности. Эта способность формируется в межличностных отношениях с другими людьми и проявляется в этих отношениях. Самосознан. человека, как и его отношение к другим, основано на двух различных началах – субъективном и объективном

Представления о себе (субъективный образ «Я») возникает под влиянием оценочного отношения других людей, при соотношении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с социальными нормами поведения. Объективное начало отражает представления человека обо всём, к чему приложимо местоимение «мое»; моих конкретных качествах, знаниях, умениях. На основе этих представлений складывается образ «Я» (как представление о своих способностях, возможностях, своем месте среди других и пр.)

Самосознание не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении жизни под воздействием различных соц факторов и включает компоненты:

1. Самосознание отличие себя от остальных

2. Самосоз. «Я» - как активного начала субъекта деятельности

3. Самосоз своих психич свойств, эмоциональная самооценка

4. социально-нравственна самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деят-ти

Результатом процессов самосознания явл. «Я-концепция» личн

«Я-концепция» - это динамическая система представлений человека о себе, которя включает осознание своих физических, интелектуальных и других особенностей; самооценку и субъективное восприятие внешних факторов, которые влияют на личность.

«Я -концепция» явл. системой установок, которая включает три структурных элемента:

1. познавательный (когнитивный - т.е. сознание себя)

2. эмоционально-оценочный, аффективный, что отображает отношение к себе в общем или к отдельным аспектам своей личности, деятельности и выявляется в системе самооценок; (оценка своих качеств)

3. поведенческий, который характеризует проявление первых двух элементов. (практическое отношение к себе)

«Я-концеп» формируется под влиянием жизненного опыта человека, в первую очередь отношений в семье, но очень рано она сама набирает качества активности и начинает влиять на интерпретацию этого опыта, на цель личности, систему её ожиданий и прогнозов своего будущего. недостатков. В СОценке наиболее явно проявляется ССние.

СОценка – то, как ребёнок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Около 2л.- появляется осознание себя как индивида.

В 3г.- ребёнок переходит к личному обозначению себя. Появляется СОценка на основе сравнения себя с другими.

В 4-5л. начинают формироваться элементы самостоятельных представлений о себе. Ребёнок 4-5л. склонен к завышенной СОценке – преувеличивает свои достоинства и возможности, отстаивает их через сравнение с др.

К старшему дош.воз. – возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характерен оформлением «внутренней позиции» – исходный пункт возникновения и развития волевых и др. качеств. Основа правильной СОценки – умение сравнивать себя с другими. Старший дошкольник верно осознаёт свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к нему окружающих. Ребёнок становится способным намеренно пользоваться отношением окружающих к своим качествам и поступкам (упрямство только с уступчивыми людьми). Может нарочно лгать себе на пользу.

К концу дош.воз. СОценка ребёнка, его оценочные суждения об окружающих, постепенно становятся более полными, развёрнутыми. Важным новообразованием является способность ребёнка сознавать самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т.е. появляется осознание своего социального Я и возникает на этой основе «внутренняя позиция». На основе отношения к себе формируется СОценка: 1)абсолютная – отношение ребёнка к себе вне сопоставления с другими; 2)относительная – в сопоставлении с другими.

Для того, чтоб научиться оценивать себя, ребёнок должен научиться оценивать других. Самостоятельная оценка других людей зависит от отношения ребёнка к этим людям, но, постепенно, оценка поступков отделяется от общего отношения и начинает строиться на понимании ситуации. Исследования показали, что млад.дощ. сначала научается оценивать других, ориентируясь лишь на внешние качества и лишь в стар.дош.воз. происходит оценка личностных свойств и внутреннего состояния себя и других. Однако оценка и СОценка дошкольника носит эмоциональный характер.

Общение ребёнка с взрослым играет решающую роль в развитии СОценки. Взрослый помогает осознать ребёнку свою особенность не только в деятельности, а и в поведении, в отношениях с окружающими.

СОценка в детстве зависит от мнения взрослого, поэтому может сложить установку на будущее. Ребёнок испытывает потребность, чтоб его считали хорошим, надо чаще хвалить, но анализировать негативные качества. У младшего дошкольника нет обоснованного и правильного мнения о себе, он ориентируется на оценку взрослого. Возможность искажения образа Я может повысить или понизить СОценку.

Притязания на признание – потребность быть признанным другими – это двигательная сила развития личности.

Довольно рано возникает стремление к признанию и одобрению окружающих. Из этого качества при нормальном воспитании, вырастает потребность в достижении успехов, целеустремлённость, чувство уверенности в себе, самостоятельность, ответственность и чувство долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: