Психологические идеи начала

Нового времени (17 век)

История вновь и вновь возвращается на однажды уже пройденные круги. Европейский мир расширяет свои границы через два века после “средневекового узла гармонии” с той же необходимостью, как экспансия греков устремилась в просторы средиземноморья через две сотни лет после “Гомеровского узла гармонии”. И так же как экспансия греков в средиземноморском пространстве в 8 - 7 вв. до н. э., предопределила появление рационалистической философии в 6 веке до н. э., освоение европейцами пространства Атлантического и Индийского океанов в 15 - 16 веках предопределило развитие рационалистической философии в 17 веке.

Благодаря потоку новой информации и быстро меняющимся условиям жизни, в 16 веке заметно оживилась опытная наука. Она все более расшатывала дерево теологической традиции. В ответ церковь все чаще вынуждена была прибегать к последнему средству - репрессиям против инакомыслия. Спустя две тысячи лет, Галилей и Бруно повторили судьбу Анаксагора и Сократа. Однако, особенность средневекового исторического витка состояла в том, что, в отличие от жреческих культов Эллады, христианская идеология имела значительно более прочные психологические корни. Она нашла в себе силы для внутреннего обновления, породив Реформацию, на целое столетие ставшую главным фактором политической жизни Европы.

С точки зрения духовной жизни, Реформация принесла два важнейих плода: во-первых, отказавшись от посредничества церковной иерархии в отношениях человека с Богом, она тем самым уничтожила присущую всем средним векам жесточайшую внутреннюю и внешнюю духовную цензуру, а во-вторых, ее иконоборческий пафос, изгонявший любое идолопоклонничество, изгонял также всех привычных идолов своего собственного сознания, открывая дверь единственно возможному рациональному объяснению действительности.

Рубеж нового времени отмечен резким противоречием схоластической теории с набравшей силу практикой, которое можно назвать “кризисом богословия”. Победа рационализма в научном мышлении обеспечила стремительный прогресс теории и опытно-психологического знания в 17 и начале 18 столетия.

При этом в области теории сразу же наметилось два основных подхода: «динамический» или дедуктивно-логический, представителями которого были Декарт и Лейбниц; и «структурно-функциональный» или индуктивно-эмпирический, связанный с именами Бэкона и Локка. Отражая одну и ту же рационалистическую тенденцию построения психологического знания, эти подходы тяготели к разной трактовке образуемых ими теоретических связей. Дедуктивно-логический подход в большей мере был ориентирован на образование вертикальных связей, напротив, индуктивно-эмпирический подход тяготел к образованию горизонтальных связей - ассоциаций (отчего и все направление английской психологии этого периода получило название “ассоциативной”).

Разумеется, разделение подходов следует понимать как тенденцию, различие в исходной направленности мышления при построении теории, а не как абсолют. В этой связи можно заметить и обратное - взаимное проникновение идей, лежащих в основе обоих подходов. Признавая побудительные силы активной стороной всей познавательной и практической деятельности человека, создатель ассоциативной психологии, Джон Локк, неизбежно привносил динамический аспект в развиваемую им индуктивно-эмпирическую концепцию.

В то же время, для динамического подхода было характерным построение вертикальных связей, объединяющих первичное с вторичным (функциональная связь) и высшее с низшим (иерархическая связь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: