Учение Р. Декарта

Отправной точкой для Декарта послужил вопрос о критерии достоверного знания. За истинное, считает он, можно принять все, что воспринимается субъектом в наиболее ясном и отчетливом виде и выступает для него как нечто самоочевидное и не вызывающее никакого сомнения. Наличие же сомнения есть в свою очередь признак ложного и недостоверного знания. По существу, сомнению может быть подвергнуто все, кроме самого акта сомнения, ибо он выступает для субъекта как существующий факт, в котором он не может сомневаться. Но сомнение есть деятельность мысли, и если состояние сомнения существует как истина, то такой же истиной должно стать и существование мышления. Другими словами, если я сомневаюсь, я мыслю.

Но мышление не может быть без мыслящего, то есть субъекта мышления или «Я». Таким образом, если я сомневаюсь я мыслю, а если я мыслю, следовательно, я существую, но существую как особая мыслящая вещь или субстанция, как душа или дух.

Так, Декарт через обоснование достоверности существования сомневающейся мысли приходит к признанию самостоятельной мыслящей субстанции, которая, по его мнению, совершенно не зависима от тела и которая не перестала бы быть всем тем, чем есть, если бы тела даже вовсе не было. Опираясь на положение о невыводимости мышления и воли из материального мира и его механических законов, Декарт приходит к дуалистическому учению о двух самостоятельных субстанциях мыслящей (духовной) и протяженной (телесной), существование каждой из которых зависит от Бога.

Размышляя о телесной субстанции, он высказал идею о повторении в индивидуальной жизни особи этапов развития животного мира. Вместе с тем, Декарт поддержал предложенную Уильямом Гарвеем схему кровообращения, по аналогии с которой он попытался рассмотреть работу нервной системы животных и человека. Это позволило ему выдвинуть идею и дать первое описание схемы безусловного рефлекса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: