Взаимосвязанность преподавания социальной работы и конфликтологии

Из ранее сказанного явствует, что есть большой круг вопросов, касающихся соотношения учебных дисциплин "Конфликтология" и "Теория и методика социальной работы". В силу необходимости конфликтологической ориентации социальной работы возникает опасность дублирования этих курсов, а но причине недооценки этой методологической ориентировки - противоречивости их содержания.

Автор данных строк имеет опыт преподавания конфликтологии студентам специальности "Социальная работа" и слушателям высших курсов организаторов социальной работы. Для них он издал методическое пособие "Конфликтологический аспект социальной работы" (Алтайский гос. университет, 1991), где высказал свое понимание поставленных вопросов. Не повторяя опубликованного, уточним свою позицию с учетом полученных на пособие отзывов и наблюдений за усвоением курса слушателями и студентами.

Прежде всего отметим повышенный интерес к конфликтологии, особенно со стороны практикующихся социальных работников, находящих в нем рекомендации решения проблем своих клиентов. Зачастую эти рекомендации неожиданны для слушателей, поражают их простотой и эффективностью. Распространенная реакция на них такова: "Почему нам об этом не говорили раньше?" и "Как это я сам (а) до этого не додумался (ась)?!"

Наибольший интерес практикующие социальные работники и студенты проявляют к конкретным методикам предотвращения и разрешения внутриличностных, межличностных, семейных, личностногрупповых конфликтов. Большинство этих методик легко усваивается, высоко ценится слушателями и активно ими применяется. Правда, некоторые методики воспринимаются при внутреннем сопротивлении, обусловленном отсутствием адекватного опыта работы с клиентами. Речь идет главным образом о методике "третьего варианта поведения", переговоров, арбитража, комплементарности, формулах бесконфликт

ного и конфликтного межличностного общения. Однако возникающие при их овладении трудности легко преодолимы.

Сложнее обстоит дело с изучением теории конфликта и общей конфликтологической методики, основанной на знании закономерностей, проявляющихся в социальных конфликтах всех типов, видов и форм. Объясняется это не только абстрактностью данной проблематики, но и отсутствием нацеленности на ее усвоение. Здесь преобладает реакция в виде: "А зачем мне это надо?". Ее бы не было, если бы в курсе "Теория и методика социальной работы" давались установки, соответствующие конфликтологической ориентированности социальной работы. Какие именно? Ответ на поставленный вопрос в основном уже дан в предыдущей главе. Добавим к сказанному, что в курсе "Теория и методика социальной работы", конечно, не стоит раскрывать общие законы возникновения, проистекания и разрешения социальных конфликтов, характеризовать все категории и методы, с помощью которых эти законы познаются. Это задача курса "Конфликтология" (32. С. 3-43). Но в нем обязательно должно быть дано понятие "социальный конфликт", причем в том значении, которое вытекает из общесоциологической теории конфликта. Данное понятие нужно "вписать" в систему категорий науки социальной работы, не сводя его к психологическим, педагогическим, этическим, менеджерским и иным частнонаучным интерпретациям.

Поскольку этого, к сожалению, не сделано, студенты, начинающие изучать конфликтологию, имеют, как правило, весьма превратные представления о социальном конфликте. Они полагают, что это простой акт ссоры или иной "разборки" взаимоотношений, уподобляют его психическому кризису, стрессу, фрустрации. При это практически все убеждены, что конфликт - явление, нежелательное как для индивида, так и социальных систем. Они ждут, что их научат только тому, как избегать конфликтов, и совершенно не готовы учиться конфликтовать, оптимизировать конфликты, повышая их конструктивную значимость.

Есть проблемы и в связи с необходимостью согласованного преподавания методик, используемых в социальной работе и конфликтологии. Это тема специального и обстоятельного разговора. Ограничимся предложением, во-первых, параллельного по времени преподавания двух характеризуемых курсов, во-вторых, - нахождением "общего языка" их преподавателями. Подчеркнем, что последнее возможно на базе признания конфликтологической ориентированности социальной работы.

Литература

1. Вульфов Б.Э. Социальная педагогика и процесс формирования личности //Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.-Тула, 1993. Т. I.

2. Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики //Там же.

3. Там же.

4. Рамзей Р. К созданию общей концепции социальной работы "наука - профессия" // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М; Тула, 1993. Т. I.

5. Нойфельд И. Методы социальной работы //Там же.

6. Вул Б. Проблемы социальной помощи в американской общине // Там же.

7. Спенсер Г. Собрание сочинений. СПб., 1866-1869. Т. 1-7.

8. Simmel Y. Conflict аnd the meb of Grupp affiliation / Transl. K.N. Wolf. Clencoe (III.): Free press, 1956.

9. Coser L.A. The functions of social conflict. L., 1956.

10. Coser L.A. Social conflict and the theory of social change // Brit. J. Sociol. 1956. Sept., N 8.

11. Coser L.A. Some functions of deviant behaviour and normative frexibility // Amer. J. Sociol 1982. Sept. N68.

12. Coser L.A. Social functions of violence // Ann. Amer. Acad. Polit. and Social Sei. 1966. Mar. N 364.

13. Coser L.A. Contrinuities in the study of social conflict. N.Y., 1967.

14. Darendorf R. Class and class conflict in Industrial society. Palo Alto (Calif.): Stanford univ. press, 1957.

15. D arendorf K. Toward a theory of social conflict // J. Conflict Resolution. 1958. June.

16. Darendof R. Out fo Utopia toward a reorientation of sociological analyess // Amer. J. Sociol. 1958. Sept., N 64.

17. Darendorf R. Gesellschaft und Freiheit. Munchen. Piper, 1961.

18. Durendorf R. E ssays in theory of society. Palo Alto (Calif,): Stanfor univ. press, 1967.

19. Boildling R.E. Conflict and defence: A general theory. N.Y., 1962.

20. Collins K. Conflict sociology. N.Y., 1975.

21. Distefano T. Interorganization conflict: A review of the ewerging yield // Homan Relations. 1984. N 5.

22. Himes Y.S. Conflict and conflict management. Athens, 1980.

23. Matejko A. In search of new organizational paradigma. N.Y., 1986.

24. Schilling C. The strategy of conflict. L. otc., 1960.

25. Schmidt S.. Kochan T. Conflict: Towards conceptial clarity // Administr. Sci. Quart. 1972. N 17.

26. Van den Berbhe Р. Dialectic and functionalism: Toward a theorytical synthesis // Amer. Sociol. Rew. 1963. N 28.

27. Williams R.M., Jr. The reduction of intergroup tensions: A survey of research and problems of ethics, social, and religions group relations. N.Y., 1947.

28. Тернер Дж. Структура социологической теории. М„ 1985.

29. Семипалатинский полигон: Каков след на социальном в Алтайском крае // Основные итоги социальных исследований, 1992. Барнаул, 1993.

30. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М. - Тула, 1993. Т. 1.

31. Ромашов О.В. Социальная защита трудящихся: Проблемы, пути решения // Социол. исслед. 1993. № 1.

32. Растов Ю.Е. Конфликтологический аспект социальной работы. Барнаул, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: