Провозглашение суверенитета Республики Беларусь и процесс международного признания Республики Беларусь

Под суверенитетом понимают полную независимость госу­дар­ства в установлении законов и правил, согласно которым осуще­ст­вля­ются основные процессы на его территории. В Законе Республики Беларусь «Об утвер­ждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» обосновывается принцип, нацеленный на «по­вышение эффективности политических, правовых, внешнеэконо­миче­ских и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации».

27 июля 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете БССР. 25 августа 1991 г. было принято решение о политической и экономической незави­симости Беларуси, а Декларация о государственном суверенитете БССР приобрела статус конституционного закона. 19 сентября 1991 г. БССР была переименована в Республику Беларусь, было принято решение об изменении государственной символики. 2 ок­тября 1991 г. было принято заявление «О принципах внешне­политической деятельности Республики Беларусь», в котором провозглашалось стремление Беларуси к вступлению в качестве суверенного государства в СБСЕ. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще при участии Беларуси было принято судьбоносное решение о прекращении существования СССР и образовании СНГ. 21 декабря к этому решению, помимо участвовавших на встрече в Беловежской пуще лидеров трех стран – Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь – присоединились еще восемь республик СССР, заключив Алматинское соглашение.

Помимо сотрудничества с бывшими республиками СССР в рамках интеграционных проектов различного уровня и масштаба, Беларусь активно взаимодействует с десятками международных организаций на глобальной арене. Это Организация Объединенных Наций, Программа развития ООН, Программа ООН по окружающей среде, Европейская экономическая комиссия, Комиссия ООН по разоружению, Конференция ООН по разоружению, Конференция ООН по торговле и развитию, Фонд ООН для развития в интересах женщин, Фонд ООН в области народонаселения, Детский фонд ООН, Европейский союз, Международное агентство по атомной энергии, Международная организация по миграции, Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация, Международная организация по сахару, Международное эпизоотическое бюро, Международный совет по пшенице, Организация Североатлантического договора, Организация сотрудничества железных дорог, Международный научно-технический центр, Международный центр научно-технический информации, Всемирный энергетический Совет, Международная электротехническая комиссия, Международная организация по стандартизации, Международная организация по законодательной метрологии, Международный совет архивов, Международное бюро выставок, Всемирная туристская организация, Международная организация уголовной полиции, Организация по запрещению химического оружия и ряд других.

Реформы 1994–2007 гг. принесли плодотворные плоды в виде значительного повышения уровня жизни белорусского народа, усиления реального суверенитета Республики Беларусь, успешного развития белорусской экономики. Выбор в сторону сохранения государственной собственности на средства производства, сделан­ный в середине 1990-х гг., блестяще оправдал себя. Благополучная экономическая ситуация в Беларуси позволяет продавать активы, нахождение которых в государственной собственности более неце­лесообразно, или может повлечь выгодные внешнеполитические уступки практически по их рыночной стоимости. Беларусь все в меньшей степени зависит от иностранных источников финансирования экономического развития, постоянно увеличивая темпы привлечения внутренних инвестиций. При необходимости привлечения внешних инвестиций на справедливых белорусских условиях всегда находятся желающие инвестировать в стабильно растущую экономику, расположенную на пересечении важнейших транзитных путей.

Рост сборочных производств Беларуси за рубежом означает также интеграцию Беларуси в глобальный рынок не в качестве его объекта, а в качестве субъекта – филиалы крупных белорусских предприятий за рубежом означают их трансформацию в транснациональные корпорации (ТНК). А ведь именно ТНК являются одними из наиболее важных субъектов глобальной политики.

Потенциал реализующейся в Беларуси модели с каждым годом будет все более признаваем другими незападными странами, размер экономики которых не позволяет им следовать путем полного подражания модели Китая.

Белорусский путь экономического и политического развития по своим основным параметрам является реальной и более привлекательной альтернативой реформам, предлагаемым западными экспертами для незападных стран, оказавшихся в ситуации экономического кризиса. Сохранение государственной собствен­ности на большую часть производственных фондов фактически позволило предотвратить их деградацию. Белорусский производственный сектор оказался в выгодном положении по сравнению с аналогичным сектором стран-соседей, которые, в условиях чрезмерной увлечен­ности приватизацией, часто утрачивали приватизированные производственные мощности. Позитивная оценка мировым экономическим сообществом стабильности в Беларуси, вызвавшая повышение рыночной стоимости сохраненных активов, позволяет перейти к их ускоренной модернизации. Сохраненные в государственной собственности активы позволяют Беларуси иметь реальное экономическое обеспечение политического суверенитета страны. Наиболее перспективным путем для ускорения модернизации государственного сектора экономики в современных условиях является продажа незначительных пакетов акций предприятий на мировых биржах для привлечения инвестиций без утраты контроля над ними со стороны государства и дальнейшего увеличения рыночной стоимости. Опыт Беларуси по эффективному развитию преобладающего государственного сектора, за наличие которого западные страны критикуют Беларусь, станет со временем востребован ими же.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: