Отсчет российского опыта местного самоуправления можно начинать с Ивана IV.
Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы (вече).
МС вплоть до XVI в. не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций.
Представителем княжеской власти был так называемый наместник - кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории. Наместники и волостели из бояр и детей боярских были на кормлении, т.е. получали доход не от государства, а непосредственно с управляемого населения. Наместник сидел на кормлении в городе, волостель — в волости.
Значительный вклад в развитие местного самоуправления внесла земская реформа Ивана IV («Приговор царской о кормлениях и о службах» лета 7064 (1555-1556 гг.)). Было отменено кормление, что способствовало повсеместному учреждению земских властей. В уездах и волостях крестьяне и посадские люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» - земских судей, целовальников. Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны.
Наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., Александром II.
Земская (1864) и городская (1870) реформы преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправления в России. Закон предусматривал, к примеру, деление избирателей уездов на три курии для избрания уездного земского собрания.
Первая курия включала землевладельцев, Вторая курия включала в основном городских жителей - Третья курия включала крестьян, в отличие от двух первых курий, были многостепенными.
Земские учреждения уезда включали земское собрание и земскую управу с состоявшими при них учреждениями.
Земское собрание собиралось ежегодно на одну сессию.
Накануне Февральской революции 1917 г. земства существовали в 43 губерниях.
Жизнеспособность земства обеспечивалась его двумя основными принципами: самоуправлением и самофинансированием.
В ходе развития местного самоуправления в дореволюционной России, можно выделить основные принципы, которые являются особенностью российской муниципальной школы:
· принцип неучастия (запрета) органов местного самоуправления в активной политической жизни, т.к. считалось, что главной задачей органов местной власти являлось удовлетворение первоочередных потребностей населения и государство строго следило за тем, чтобы органы местного самоуправления не выходили за эти границы;
· принцип разграничения предметов ведения и ресурсов между уровнями власти (разграничения строились не по принципу достаточности, а по принципу наивысшей эффективности использования их данным уровнем);
· принцип передачи органам местного самоуправления относительно широких прав в экономической и хозяйственной сфере (естественно, при сохранении властных полномочий центра).