Дореволюционный этап

Отсчет российского опыта местного самоуправления можно начинать с Ивана IV.

Классическими образцами самоуправляющихся городских об­щин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы (вече).

МС вплоть до XVI в. не была нормиро­вана законом и фактически развивалась на основе народного обы­чая, сложившихся традиций.

Представителем княжеской власти был так называемый намест­ник - кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судеб­ных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории. Наместники и волостели из бояр и детей боярских были на кормлении, т.е. получали доход не от государства, а непосредственно с управляемого населения. Наместник сидел на кормлении в городе, волостель — в волости.

Значительный вклад в развитие местного самоуправления внесла земская реформа Ивана IV («Приговор царской о кормлениях и о службах» лета 7064 (1555-1556 гг.)). Было отменено кормление, что способ­ствовало повсеместному учреждению земских властей. В уездах и волостях крестьяне и посадские люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» - земских судей, целовальников. Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны.

Наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., Александром II.

Земская (1864) и городская (1870) реформы преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправ­ления в России. За­кон предусматривал, к примеру, деление избирателей уездов на три курии для избрания уездного земского собрания.

Первая курия включала землевладельцев, Вторая курия включала в основном городских жителей - Тре­тья курия включала крестьян, в отличие от двух первых курий, были многостепенными.

Земские учреждения уезда включали земское собрание и земскую управу с состоявшими при них учреждениями.

Земское собрание собиралось ежегодно на одну сессию.

Накануне Февральской революции 1917 г. земства существовали в 43 губерниях.

Жизнеспособность земства обеспечивалась его двумя основными принципами: самоуправлением и самофинансированием.

В ходе развития местного самоуправления в дореволюционной России, можно выделить основные принципы, которые являются особенностью рос­сийской муниципальной школы:

· принцип неучастия (запрета) органов местного самоуправления в активной политической жизни, т.к. считалось, что главной за­дачей органов местной власти являлось удовлетворение перво­очередных потребностей населения и государство строго следило за тем, чтобы органы местного самоуправления не выходили за эти границы;

· принцип разграничения предметов ведения и ресурсов между уровнями власти (разграничения строились не по принципу достаточности, а по принципу наивысшей эффектив­ности использования их данным уровнем);

· принцип передачи органам местного самоуправления относительно широких прав в экономической и хозяйственной сфере (естественно, при сохранении властных полномочий центра).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: